(Окончание. Начало здесь).
Россия: выученные уроки
Уроки, преподанные молодому самодержцу шведскими неприятелями в ходе войны и еще ранее голландскими мастерами во время его поездок в Европу, не прошли даром.
Так, по указу Петра Первого земляная фортификация бастионного типа была создана в 1704-08 годах на основе старинной крепости в Великих Луках, но до нее шведы так и не дошли.
В 1718 году Петр Первый заложил к западу от Ревеля военный Балтийский порт (ныне Палдиски в Эстонии).
Строительство порта и земляной крепости при нем в виде звезды по голландской системе велось до 1726 года, то есть до смерти императора.
Впоследствии оно было возобновлено Екатериной Второй, причем в нем принимал участие Абрам Ганнибал – прадед А.С. Пушкина.
Впоследствии оно было возобновлено Екатериной Второй, причем в нем принимал участие Абрам Ганнибал – прадед А.С. Пушкина.
В советское время Балтийск-Палдиски был известен как крупная учебная база для моряков-подводников.
В отличие от наследия советского периода, снесенного эстонскими властями (за исключением, конечно, жилых домов), остатки Петровской крепости можно увидеть и сейчас.
В здании бывшей Петровской таможни работает одноименный музей-ресторан.
Взгляд назад
Однако, оглядываясь назад, надо признать, что заимствование передовых на тот момент западноевропейских технологий имело место в Русском царстве и раньше, задолго до Петра Первого, особенно в военной сфере.
Широко известно приглашение русскими князьями итальянских зодчих (фрягов) для возведения краснокирпичных крепостей в стиле ломбардских замков на севере Италии.
Также уже в XVII веке во время военных столкновений с Речью Посполитой обе стороны широко использовали услуги западноевропейских наемников.
Например, шотландский предок М.Ю. Лермонтова погиб во время неудачной для русского войска осады Смоленска в ходе войны 1632-34 годов.
Вначале он сражался на польской стороне, однако впоследствии переметнулся на противоположную сторону.
Типичная история для того времени. В ходе той же осады на русской стороне насчитывалось около 3 500 наемников из Голландии, Шотландии, Германии, Англии и даже Швеции – непримиримой противницы русских княжеств на протяжении многих веков. Так как успехи осады были невелики, а жалование задерживалось, многие наемники переходили на сторону поляков.
Скорей всего, именно данная военная неудача стала главной причиной ухода с русской службы и уже знакомого нам голландского военного инженера Роденбурга.
Его привлекли к осаде Смоленска, так как ранее, еще в ходе предыдущей войны 1609-1618 годов, поляки при осаде города в 1609-11 годах взорвали часть стены и башен, а вместо них выстроили более современную систему укреплений.
Так называемая цитадель, или Королевский бастион в виде 5-конечной звезды, была создана по типу Антверпенской крепости в Нидерландах, по проекту немецко-голландского инженера Иоганна Плейтнера.
Она являлась самым укрепленным местом Смоленска и служила временной резиденцией польского короля.
Для взятия подобной фортификации, конечно, лучше всего подходил опыт именно голландского специалиста. Увы, осада оказалась неудачной, осаждавшие сами капитулировали перед подошедшими польскими подкреплениями.
А Роденбург в 1637 году перешел с русской службы на шведскую. В наши дни на месте цитадели разбит прекрасный Лопатинский парк.
«Потешная» крепость?
Между тем, более ранние следы Роденбурга ведут глубже в Россию. Еще в 2000 году авторитетный советский и российский историк Вл.В. Седов в своей статье «Земляная крепость в Ростове» отмечал ее схожесть со староголландской фортификационной системой.
В 2013-2014 годах голландские эксперты Даан Лавис, Йон вон Роойен, Йос Кауперс побывали в Ростове Великом и подтвердили догадки Седова. Они также высоко оценили сохранность крепости.
Сохранились письменные свидетельства о том, что земляная крепость бастионного типа вокруг исторического центра города в Ростове была построена около 1634 года по проекту все того же Яна Корнилия ван Роденбурга (он также был известен как Ян Корнилов).
Его в Россию пригласил взошедший на престол в 1613 году царь Михаил Федорович (1596-1645), основатель династии Романовых и дедушка Петра Первого. При его дворе уже были другие голландцы: аптекарь, лекарь, переводчик, пушкарь, военный инженер.
До нашего времени сохранились почти все из девяти бастионов и куртины (земляные валы между бастионами), а часть рвов и сейчас заполнена водой. А вот деревянные части начали гнить, судя по письменным источникам, уже к 1645 году. И, конечно, сохранялась пара потайных каменных выходов.
Петровские ворота ростовской крепости вели в Москву, Борисоглебские – к озеру Неро, Фроловские – к Ярославлю. Около 1665 года у Петровского выезда была построена башня, через которую можно было проехать к подвесному мосту через ров.
Возможно, крепость защищал гарнизон, вооруженный пушками и пищалями. Хотя есть предположения, что ни постоянного гарнизона, ни пушек здесь все же не было.
Седов высказал точку мнения, что ростовская крепость была возведена «в глубоком тылу» в качестве «гигантского макета на местности». На самом деле, еще в XVII-XVIII веках охранялась опасность осады городов Центральной России, например, со стороны крымских татар.
В ходе Смуты (1604-13) даже хорошо укрепленные российские города вроде Смоленска, Коломны или Москвы осаждали и брали польско-литовские интервенты и примкнувшие к ним украинские казаки. Ну а затем актуальность защиты показали восстания Степана Разина и Емельяна Пугачева. Так что земляные крепости до XVIII века сохранялись в ближайших к Ростову городах – Переславле-Залесском и Ярославле.
На самом деле, земляную крепость в Ростове пытались возвести еще в 1582 году, пригласив немецкого мастера. Однако в 1608 году в период Смуты город был захвачен, население во многом истреблено, а митрополит Филарет Романов попал в плен. Данное обстоятельство, а также подготовка к Смоленской войне с Речью Посполитой в 1632-34 годах и послужили непосредственным причинами для возведения староголландской крепости.
О Яне Корнилии ван Роденбурге также известно, что во время осады Ден Боша в 1629 году он состоял на службе у Фредерика Хендрика Оранского (1584-1647), видимо, в качестве военного инженера. Ден Бош - современный город Хертогенбос в Нидерландах, родина знаменитого художника Босха. Город оставался верным испанским католикам и 5 месяцев держал осаду протестантов-голландцев.
С 1637 года шведский дворянин Йохан ван Роденбург стал автором проектов фортификаций Риги, Нарвы, Ревеля (Таллина). Он также усовершенствовал укрепления шведских городов Ниенштадт, Гётеборг (Готенбург) и Эльсфборг. И 5-конечная голландская «звезда» на Охтинском мысе – дело его рук.
Сейчас ростовская земляная крепость имеет статус исторического памятника и все возможности для включения в список мирового наследия ЮНЕСКО. Уже более 10 лет местные власти совместно с коллегами из Нидерландов пытаются реализовать проект «Голландская крепость в русском городе». Однако до сих пор многие туристы даже не подозревают о ее существовании, особенно на фоне великолепного Ростовского кремля, который окружает местная «звезда».
Ну и, конечно, интересна ее возможная связь с преобразованиями Петра Первого. Как известно, в молодости он подолгу жил в соседнем с Ростовом Переславле-Залесском. Там на Плещеевом озере голландские мастера построили и испытывали «потешную» флотилию.
Царь не мог не знать о голландской крепости в Ростове и наверняка тщательно ее исследовал. Не исключено, что здесь также проходили учения его «потешных» полков, которые впоследствии пригодились при осаде Ниеншанца, Нарвы, Ревеля и Риги. Так что версия Седова с «макетом» имеет полное право на жизнь.
Использованная литература:
«Голландская крепость в русском городе», «Лига», Коломна, 2014
В заметке использованы материалы выставки «Петр Первый. Мифы и легенды» в музее-заповеднике Коломенское и фото из личного архива автора.