Найти тему

Тарту - не наш: лучше ли германская колонизация славянской?

Есть такие специальные люди (в просторечии известные как «ватники»), которые, даже уехав из России в страны с более высоким уровнем жизни, продолжают сожалеть, что вот, дескать, как жаль, что тот или иной город «не наш», не входит в состав России. Например, они любят вспоминать, что современный Тарту в Эстонии изначально был основан как город Юрьев еще чуть ли не при Ярославе Мудром. Решил показать, как выглядит Тарту сейчас в сравнении с аналогичным российским городом. Для чистоты эксперимента подобрал хмурые фото осенне-зимнего периода из исторической застройки, без современных многоэтажных домов, торговых центров и т.д. Итак, Тарту против… (какой город ему «противостоит» - узнаете в следующем материале).

Сакральный жертвенный камень финно-угров на Соборной горе в Тарту - "родственник" Синего камня на Плещеевом озере, где ему поклоянялось финно-угорское племя меря.
Сакральный жертвенный камень финно-угров на Соборной горе в Тарту - "родственник" Синего камня на Плещеевом озере, где ему поклоянялось финно-угорское племя меря.

Как известно, весь север и отчасти центр Европейской части бывшего СССР изначально являлся местом обитания финно-угорских племен, которые в культурно-цивилизационном плане несколько отставали от современных им индоевропейцев, таких как славяне и германцы. На территории современной Центральной России славяне поглотили и ассимилировали такие финно-угорские племена, как меря, мурома, мещёра, а также оттеснили к востоку такие народности, как марийцы и мордва, а затем практически полностью ассимилировали на северо-западе карелов, не говоря про малые народности (вепсов, ижору и т.д.).

Аналогичная судьба потенциально ожидала и эстонцев с финнами. Но здесь в дело вмешалась встречная колонизационная волна, шедшая с запада. Германцы в лице датчан, шведов и немцев также взялись за культуртрегерство по отношению к финно-угорским народам. К чему это привело?

Памятник Кристьяну Яаак Петерсону на Соборной горе (1801-1822). Национальный поэт Эстонии (местный Лермонтов). Учился в Тартуском университете, пешком дошел из Тарту до Риги (как Ломоносов до Москвы или Горький до Крыма или украинец Сковорода - много куда). При жизни не публиковался, обрел известность уже в XX веке.
Памятник Кристьяну Яаак Петерсону на Соборной горе (1801-1822). Национальный поэт Эстонии (местный Лермонтов). Учился в Тартуском университете, пешком дошел из Тарту до Риги (как Ломоносов до Москвы или Горький до Крыма или украинец Сковорода - много куда). При жизни не публиковался, обрел известность уже в XX веке.

В 1224 году немецкие крестоносцы разрушили дерево-земляное эстонское городище на месте Соборной горы и построили здесь к 1234 году каменный епископский замок castrum Tarbate. Он был разрушен много позже во время Северной войны при сражениях между шведскими и российскими армиями. Но до сих пор на Домском холме, как иначе называют Соборную гору, возвышаются мощные руины католического собора, возведенного во второй половине XIII века в стиле кирпичной готики. Собор пришел в негодность еще во время Ливонской войны в XVI веке, когда эти территории пытались присоединить к Московскому княжеству войска Ивана Грозного.

В ту пору на севере Европы уже вовсю шла Реформация, и протестанты не восстанавливали старинные католические храмы, а бросали их на произвол судьбы - так же было в соседней Швеции. Именно благодаря шведам в Тарту появился знаменитый университет, традиции которого во многом скопированы с более древнего университета в шведской Упсале.

Кстати, по итогам Ливонской войны, даже несмотря на трения с католиками протестанты Тарту вместе с населением других прибалтийских городов предпочли перейти в подданство католической Речи Посполитой, но не православной Московии. И на то были веские причины, причем не в сфере религии.

Жители Тарту в XVII веке. Экспозиция Городского музея.
Жители Тарту в XVII веке. Экспозиция Городского музея.

Как минимум с XIII века улицы в исторической части Тарту имели деревянную мостовую (как и, скажем, в Новгороде). А уже с XV века ее заменяли на булыжную. Современные историки по этой характеристике даже отслеживают период контроля Речи Посполитой и Великого княжества Литовского над Смоленском: как и везде в русских городах, мостовые в нем веками оставались деревянными и только при поляках и литовцах улицы мостились булыжником.

Разумеется, в самом Тарту веками проживали преимущественно не эстонцы, а немецкие и шведские переселенцы. Эта ситуация сохранялась даже после присоединения прибалтийских земель Петром Первым к Российской империи по результатам Северной войны.

Этот самодержец в своем стремлении подорвать экономическое и политическое влияние местного германского населения даже запретил временно каменное строительство в Тарту, а жителей выселил примерно на 8 лет в Вологду. К счастью, в дальнейшем российские императоры понимали значение местного немецкого населения для экономики и позволяло ему нормально развивать торговлю и ремесла.

Очень интересное место на территории современного Тарту – огромный Эстонский музей, построенный уже в 2000-х годах. Это гигантское здание размером в множество футбольных полей располагается на месте бывшего советского аэродрома стратегических бомбардировщиков (в 1990-е годы здесь был стихийный авторынок, где продавались бэушные немецкие машины).

Общий вид Эстонского музея в Тарту.
Общий вид Эстонского музея в Тарту.

Значительная часть экспозиции этого музея отдана истории Эстонии, в том числе в советский период. Но, пожалуй, самая интересная часть коллекции – та, что рассказывает про историю и культуру финно-угорских народов.

Карта расселения финно-угорских народов в наше время.
Карта расселения финно-угорских народов в наше время.

Причем собрание создано с активным участием различных научно-исследовательских организаций из России и рассказывает в том числе про традиции таких народов, как марийцы, мордва, ханты, манси и др. Отличный пример конструктивных взаимоотношений бывших республик бывшего СССР в пост-советский период!

Фрагмент экспозиции в музее Тарту, посвященной истории и культуре финно-угорских народов.
Фрагмент экспозиции в музее Тарту, посвященной истории и культуре финно-угорских народов.

История по теме из жизни. В студенчестве был у меня приятель, с которым мы вместе в 1990-е годы учились на одном потоке в МГУ. Его отец был профессором Тартуского университета, известного своей сильной научной школой. Хороший парень, но жутко ленивый: его не раз пытались отчислить за неуспеваемость (просто не ходил на занятия). Единственное, что его удерживало в университете, - старые папины связи с МГУ-шной профессурой. Так вот, если учеба его не привлекала от слова «совсем», то на марши русских националистов во главе с Эдуардом Лимоновым в Москве он ходил постоянно. Причем звал и меня, так как я в те годы сочувствовал левакам и русским, которые ранее жили в союзных республиках и пострадали от распада СССР. (Например, на военной кафедре французский язык у нас преподавал русский офицер, которого латыши выперли из Риги, лишив квартиры и всей обстановки). Но все же я не ходил. Сейчас он наверняка вполне счастливо и благополучно живет в Эстонии, благодаря папиным же связям, и все так же придерживается националистических взглядов. Опять же – парень был хороший, как говорится, ничего личного. Однако агрессивное «ватничество» подобных персонажей в последние годы уже переходит все пределы – при том, что сами они пользуются всеми благами тех стран и народов, которых поносят. И да, кто не в курсе: Эстония – страна с самым высоким уровнем жизни ВСЕХ граждан из ВСЕХ бывших республик СССР, хотя в ней нет ни нефти, ни газа, ни всей таблицы Менделеева.

(Окончание здесь).

Также на канале:

Кто такие "русские прибалты"?

Уголок Москвы в центре Риги.

Как жили немецкие бюргеры в Прибалтике?

Удивительно красивое место на Балтийском море (Усть-Нарва/Нарва-Йыэсуу).

Как попасть из Тарту в Омск?

Зачем по Эстонии ездит бронепоезд?

Там могли бы быть танки НАТО! (неожиданный Таллин).