(Продолжение. Начало здесь и здесь).
Самые нешведские шведы
Эстонские шведы жили в деревнях, где дворы стояли бессистемно, а дома заслоняли высокие деревья. Если у эстонцев жилое помещение и рига для зерна размещались в одном доме, то у шведов жилые дома стояли отдельно. Землю возделывали как в восточной Швеции, по двупольной системе, поле вспахивали сохой скандинавского типа. Женщины на Урмсё и Рунё в национальных костюмах, напоминающих шведские, были обычным явлением до эмиграции в Швецию в 1944 году.
Занимались сыроварением, мясо и рыбу коптили или сушили, обычной едой были хлеб и каша. Варили пиво на Рождество и на праздник Ивана Купалы. В селах на Рунё, Рогё, в Випалле женщины плели на коклюшках кружева из льняных нитей. Мужчины строили лодки и парусные суда. На каждом хуторе была кузница.
Характерным инструментом народной музыки на Дагё и Урмсё был аналог скрипки - тальхарпа (или тагельхарпа). На побережье чаще играли на скрипке, на Рогё до начала XX века была популярна волынка. Известно многоголосное пение псалмов в церкви. Использовали немецкий сборник хоралов Пуншеля и сборник Псалмов Хаквина Спегеля 1695 года.
Еще в XX веке по диалектам можно было различить четыре региона.
1.Западный (Нуккё, Урмсё и Дагё), откуда большая часть жителей была вынуждена переселиться в 1781 году на Украину. Но они сохранили свой язык настолько, что швед с острова Нуккё мог объясниться с жителем села Старошведское.
2. Восточный (Рогё, Коркис и Випалль). Отличается от западного, но жители друг друга понимают.
3. Южный (Рунё, раньше еще Эзель). Диалект даже другие эстонские шведы понимали с трудом.
4. Наргё. Испытал влияние диалектов Южной Финляндии, откуда переселялись финские шведы.
Нуккё (Ноароотси)
Вместе с Урмсё и Дагё, остров Нуккё (сейчас представляет собой полуостров) составлял основу поселений эстонских шведов. До XVIII века остров был заселен исключительно ими. Во время Ливонской войны, в 1571 году целая деревня на Нуккё опустела после набегов татар на несколько десятилетий.
До того, как местные земли были включены в состав Шведского королевства в 1561 году, на Нуккё не было дворянских поместий, за исключением небольшого владения епископов из Хаапсалу. Шведские крестьяне должны были отрабатывать барщину и платить натуральный оброк епископам, но их положение было намного лучше, чем у местных эстонцев.
С конца XVI века шведские короли стали даровать или сдавать в аренду дворянам из балтийских немцев либо из самой Швеции большие землевладения в Эстляндии и Ливонии. В Нуккё целые шведские деревни были вынуждены переехать на новое место, чтоб освободить земли под новые поместья, а также отрабатывать большую барщину и платить больший оброк. С середины XVII века обычным делом стали суды над шведскими крестьянами, принуждавшие их опускаться до положения эстонских, так как документы, даровавшие привилегированные права, были утеряны. Труд эстонцев стоил дешевле, и помещики стали завозить их в некогда полностью шведский регион.
Во Вторую мировую войну не все шведы Нуккё бежали на родину, и до сих пор здесь есть люди, которые помнят свой язык. Некоторые потомки местных колонистов хоть и живут в Швеции, построили тут дачи, где проводят лето. В начале 1990-х годов в Биркасе на Нуккё открылась гимназия-интернат, учившая молодых эстонских шведов шведскому языку. Ведь для большинства эстонских шведов, родившихся после войны, основным языком стал эстонский.
Оденсхольм (Осмуссаар)
Очень маленький остров в 7 км от берега, поднявшийся из моря 2000-3000 лет тому назад и продолжающий подниматься со скоростью 3 мм в год. Непонятно, как в течение 1500 лет здесь вообще жили люди: его длина – 4,6 км, ширина – 1,3 км, а наивысшая точка возвышается над морем всего на 8 м. Судя по имени скандинавского божества Одина в названии, оно восходит еще к дохристианским временам викингов. Здесь даже был валун Одина, на который по легенде наступил скандинавский бог, перешагивая остров. Здесь много отмелей и шхер, так что навигация затруднена. К северо-востоку от острова располагается подводный кратер Неугрунд — крупнейший ударный кратер в Эстонии.
Остров упоминается в датском навигационном документе середины XIII века как точка на маршруте в Ревель (Таллин). К 1436 году здесь на 6 фермах жили шведы, которые проводили суда по местным фарватерам, жили охотой, рыбалкой и разведением скота. С XVI века здесь было 5-10 ферм, к 1900 году тут жили около 100 человек. Они были приписаны к замку епископов в Гапсале, но были освобождены от барщины. Оброк платили рыбой (треской, балтийской сельдью, щукой) – сырой, соленой, копченой, а также домашней птицей.
Во время Первой мировой войны в августе 1914 года российские крейсера «Паллада» и «Богатырь» захватили кодовую книгу с германского легкого крейсера «Магдебург», севшего на мель вблизи острова. Российские власти передали книгу британскому Адмиралтейству, что сыграло важную роль в раскрытии военно-морского кода Германии.
В 1939 году Советский Союз потребовал остров под размещение дальнобойной артиллерии, простреливавшей Финский залив в направлении советской военной базы в Ханко. Местное население было перевезено на остров Урмсё, откуда перебралось в направлении к Пикуллу. Валун Одина был переработан на стройматериал при возведении советских батарей. Затем постройки на острове сильно пострадали при обстрелах немецкими частями осенью 1941 года. В 1943-44 годах местные шведы бежали на своих лодках в Швецию.
Интересно, что СССР принудил Финляндию предоставить мини-флот из 100 лодок с финскими экипажами, которые в сентябре 1944 года прибыли на Осмуссаар. Они обеспечивали логистику советских военных частей между островами Хийумаа и Сааремаа и Таллином. В советский период на Оденсхольме хотели разместить до 1200 военных моряков. Однако с 1947 года здесь служили не более 40 человек. Российские военные покинули Оденсхольм в 1992 году.
Сейчас на острове природоохранная зона, а потомки местных шведов планируют создать здесь свой культурный центр. Владельцы земли на острове получили компенсацию в другом месте. Сейчас тут проживают две семьи, состоящие в родстве. В 2002 году Оденсхольм посетили 2000 туристов, сейчас ежегодно сюда приезжают около 3000 отдыхающих.
Урмсё (Вормси)
Название переводится со шведского как «Змеиный остров». 4-й по размерам остров Эстонии после Сааремаа, Хийумаа и Муху. До Второй мировой войны здесь жили около 2500 шведов. Они целенаправленно переселились сюда из Швеции в XII-XIII веках, что довольно поздно в сравнении с другими аналогичными поселениями.
Вместе с Нуккё и Эйландом (Островной край), Урмсё входил в состав трех шведских земель вокруг Гапсала (Хаапсалу). Здесь было 12 деревень и хуторов, крупнейшие из которых Кярслятт, Боррбю и Свибю. Дворянских поместий почти не было, зато бароны Штакельберги из поместья Магнусхоф так свирепствовали, что крестьяне бежали от них в Финляндию и Швецию.
В 1850 году на острове была 191 ферма, где жили 1568 шведов и 200 эстонцев. Из-за относительно большого населения, владения дробились между наследниками, так что в 1920-х годах возросла миграция в города Финляндии и Швеции. В 1870-х годах к местным шведам были присланы несколько протестантских проповедников. Один из них, Эстерблом прибыл на Урмсё, где посчитал местную жизнь греховной и запретил танцы и игру на скрипке.
С 1991 года потомки местных жителей, бежавших в Швецию, получили обратно свои дома и наделы и устроили в них летние дачи. На острове расположен природный парк Вормси и 8 природоохранных объектов: 5 качающихся валунов и 3 прибрежных озера. Тут насчитывается около 400 жителей.
Селения на Урмсё и сейчас носят шведские названия: Hullo, Sviby, Söderby, Norrby, Diby, Rälby, Förby, Borrby, Kärrslätt, Saxby… Остров считается богатейшим регионом современной Эстонии вне Таллина. Дело в том, что здесь имеют дома и зарегистрированы в качестве налоговых резидентов богатеи не только из самой Эстонии, но и из Финляндии, Швеции и Швейцарии.
Випалль (Вихтерпалу)
В датском регистре налогоплательщиков середины XIII века не упоминаются местные поселения, что может говорить о том, что тогда здесь никто не жил либо о том, что местные жители были освобождены от датских налогов. Первое письменное упоминание относится к 1402 году. В середине XVI века все местное население вдоль одноименной реки было шведским. Оно занималось рыбалкой, охотой, разведением крупного и мелкого скота (овец, коз и т.д.). Випалль относился к цистерцианскому монастырю Падизе, но с XVII века был приписан к новому поместью барона Вихтерпалу, которому местные шведские крестьяне должны были отрабатывать барщину и платить оброк в виде зерна, мяса и дров.
В 1600 году король Швеции Карл IX специальными грамотами гарантировал традиционные права шведским вольным жителям. В Виппале королевская хартия о привилегиях была утеряна, так что местные бароны стали обращаться со шведами так же, как с эстонцами. Миграция последних постепенно привела к тому, что в Випалле уже не было шведского учителя и священника. К середине XIX века здесь осталось только 350 шведов, а в 1929 году – лишь 188.
Правда, в 1920 году все же открылась шведская школа, но во Вторую мировую войну большинство местных шведов уехали. На территории деревни расположена мыза Вихтерпалу, первые упоминания о которой относятся к 1586 году. В местном лесничестве есть большой ледниковый валун Сууркиви («Большой камень»): его охват - 21 метр, высота - 3,5 метра.
Рикулль (Ригулди)
Долгое время оставался почти полностью шведским регионом, возможно, одним из старейших поселений шведов во всей Эстонии. С XVIII века шведские крестьяне, жившие в здешних деревнях Ситхам, Бергссбю, Гамбюн, были приписаны к поместью балтийских немцев фон Таубе. Жители занимались кораблестроением и морской торговлей с Ревелем (Таллин), Стокгольмом, Гельсингфорсом (Хельсинки), а также с Ригой, Данцигом (Гданьск) и Штеттином (Щецин). Местными продуктами были картошка, яблоки, копченая рыба и свинина. Между двумя мировыми войнами в период независимости Эстонии местные жители разбогатели и строили солидные дома.
Тем не менее, еще до Второй мировой войны местные жители уезжали в Швецию в поисках работы. В 1940-х годах произошла смена населения на эстонцев с востока Эстонии и из Ингрии. С образованием рыболовецкого колхоза Дзержинский появились русские поселенцы. Также были созданы погранзастава КГБ и радарная станция военного назначения. С 1991 года потомки местных шведов построили здесь летние дачи. Однако их собственные дома пришли в негодность или заняты новыми поселенцами.
Рунё (Рухну)
Остров представляет собой надводную поверхность подводной гряды ледникового происхождения в Рижском заливе. Лес на дюнах занимает 60% площади. На острове живут олени, лисы, крысы, мыши, жабы, ужи и т.д. В море обитают пятнистые и серые тюлени. Из рыб встречаются камбала, лосось, сиг, сельдь и угорь.
Люди на острове занимались сезонной охотой на тюленей уже в V-VII тысячелетиях до н.э. Самая южная точка расселения балтийских шведов (за исключением села Старошведское) еще с XI века. Впервые остров упоминается под 1341 годом в указе курземского епископа Йоханеса, закреплявшего за местными шведами право жить и управлять своими владениями по шведским законам.
В 1643 году началось строительство церкви Святой Магдалены - самого старого деревянного строения, сохранившегося на территории Эстонии. По окончании Первой мировой войны остров мог войти в состав Латвии или Швеции, но большинство местных жителей выступили за вхождение в состав Эстонии. Число жителей в 2013 году - 67 человек. Хотя на острове Рунё большая часть земли была возвращена прежним владельцам, потомки балтийских шведов бывают здесь лишь наездами.
(Окончание следует).
Также на канале: