Как известно, одним из мощнейших торговых объединений средневековой Европы была Ганза – союз купцов северонемецких городов, ведших торговлю по Балтийскому и Северному морям. Ганза была активна в 12-16 веках, а ее могущество позволяло ей даже воевать с целыми странами вроде Дании. Из русских городов в ганзейскую торговлю были вовлечены прежде всего Новгород, Псков и Полоцк.
Главным городом Ганзы был северонемецкий Любек. На Балтике ганзейцы появились в 12 веке, а к началу 13 века через основанные ими Висбю на острове Готланд, Ригу и Ревель (Таллин) они добрались до Новгорода и Пскова. Развитию морского торгового порта Таллина способствовало переселение в него в 1230-х годах целой группы немецких купцов с Готланда.
К тому времени в Таллине хозяйничали датчане: еще в 1219 году здесь высадился десант датского короля Вальдемара Второго. Изначально гавань находилась в устье реки Харьяпеа, но затем она переместилась из-за постепенного поднятия уровня почвы.
Постоянная работа по поддержанию работоспособности порта была настолько важна, что в 1336 году всем, кто трудился на благо гавани, была дарована церковная индульгенция – прощение грехов. С 1460 года портовый смотритель считался служащим городского магистрата, который он связывал с гильдией лодочников.
Лодочники упоминаются в письменных источниках еще с 1360 года – они перевозили грузы между пристанью и морскими кораблями, которые не могли подойти к ней вплотную.
Летом 2015 года при строительных работах в Кадриорге (район Таллина, где находилась резиденция Петра Первого) экскаваторщик наткнулся на остатки сразу двух средневековых кораблей. Один исследовали археологи, а другой был законсервирован до лучших времен.
Исследованное учеными судно длиной 18 метров и шириной 6 метров представляло собой когг – одномачтовый торговый корабль. На таких судах купцы Ганзы перевозили товары по Балтийскому и Северному морям.
С помощью методов дендрохронологии (определение возраста дерева по кольцам на срезе) было установлено, что корабль был построен из дуба, росшего до 1296 года на территории современной Польши. Он затонул у берегов Таллина в первой половине 14 века вследствие шторма либо пожара, а затем был засыпан песком при расширении береговой линии.
Уникальность находки состоит в том, что, несмотря на большое количество коггов в средние века, до нашего времени их было найдено не так много – всего 36, тем более в таком хорошем состоянии. Например, отлично сохранившийся когг был найден в 1962 году в немецком Бремене.
Считается, что конструкция когга возникла в 10-12 веках в датской Ютландии, где изначально речное судно с плоским дном и плоским брусковым килем было приспособлено под морские походы. Так появилось одномачтовое судно с высокими бортами, прямым парусом и корпусом в клинкерной технике.
Историк Поль Хайнсиус составил описание когга еще до первой находки. Корабли, похожие на когг или являющиеся им, изображались с 1200 года на городской печати французской Ля Рошели, а также на печатях немецких Любека и Штральзунда.
В немецком языке обозначение когга встречается с 12 века, причем изначально оно применялось к малым судам и пиратским кораблям. Старейшее упоминание о когге как о морском торговом судне относится ко времени Второго крестового похода – к 1147 году. Грузоподъемность когга обычно превышала 200 тонн. Корабельная команда состояла из 10-12 человек, включая капитана, боцмана, шкипера, юнгу, матросов, охранников.
Эстонские и финские специалисты бережно раскопали находку и на время перевезли ее в Летную гавань Таллина, где были проведены исследовательские и консервационные работы. Сейчас остов судна и найденные на нем предметы можно увидеть в Морском музее Таллина в башне Толстая Маргарита и в примыкающих Больших Морских воротах.
Среди вещей экипажа: каменная ступка из Нормандии (из города Кан на севере Франции), ручной жернов из фонотефрита – вулканической породы с нагорья Айфель (Рейнская область на западе Германии), каменный противень с насечками норвежского типа.
Также была найдена кожаная обувь (такую носили также скандинавы и новгородцы). Пара туфель на шнурках с украшенным носком, судя по всему, принадлежал шкиперу – его социальный статус был не таким уж и низким.
Было найдено несколько металлических горшков каждый с двумя ручками и тремя ножками. В таких горшках объемом 2,5-3 литра по всей Балтике обычно готовили супы и каши.
Интересно, что кружки экипажа были изготовлены из камня и керамики в Зигбурге (недалеко от Кельна на западе Германии), а кувшины – в Лангевеэ (недалеко от Ахена также в западной Германии). Кувшины, обернутые в бересты, скорее всего использовали для перевозки вина.
Еще интересные находки на когге: каска, железное распятие и доска для игры «Мельница». Также были найдены деревянные и берестяные емкости для хранения провианта, топоры, кованые гвозди, каменные точила, кожаные ножны и т.д.
Остается только ждать, когда ученые соберутся раскопать и исследовать второй когг – возможно, на нем также будет обнаружено много интересного.
Также на канале: