Многие знают о балтийских немцах – потомках колонистов, которые во времена Тевтонского и Ливонского орденов обосновались на восточных берегах Балтийского моря. Меньше известно о балтийских шведах – субэтносе шведской нации. Он подтверждает отрицаемый антинорманистами факт. Викинги могли не только расселяться на востоке Балтики, но и веками сохранять национальную идентичность.
Потомки викингов
Балтийские, или эстонские шведы (эст. Rannarootslased, швед. Estlandssvenskar) - потомки переселенцев из Скандинавии. Викинги оседали на северо-западе современной Эстонии и на юго-западе Финляндии еще в X-XI веках.
В связи с походами викингов из Скандинавии, много шведов находилось в Киеве и Новгороде. Рунические камни рассказывают о шведах, погибших в Эстонии. Исследования доказали, что рыбацкие поселки возникали еще до немецко-датских завоеваний в местах, где были хорошие условия для гаваней.
Затем колонизацию продолжили уже оформившиеся в отдельные нации датчане и шведы. Шведы селились в Финляндии и Эстонии еще в 1100-1300 годах. Северо-западная часть Эстонии, уезды Урмсё (Вормси) и Нуккё (Ноаротси) упоминаются в документах XIII века уже как шведские. Финляндские шведы жили в районах, долго принадлежащих Швеции, и поддерживали с ней тесные контакты. Эстонские же шведы жили отрезанными от шведского государства. Поэтому они лучше сохраняли старые язык, традиции и обычаи, чем жители самой Швеции.
Интенсивное заселение и колонизация новых районов имели место после восстания Юрьевой ночи 1343-45 годов в Северной Эстонии, когда возникли свободные территории. В XV-XVI веках шведы заселили земли на северо-востоке от Лахемаа и до острова Дагё (Хийумаа), вдоль западного берега, на островах Эзель (Сааремаа) и Рунё (Рухну) в Рижском заливе. В 1561-1721 годах, когда землями Эстляндии владела Швеция, количество эстонских шведов достигло пика - около 12 тысяч человек (5-10% всего тогдашнего населения Эстонии).
Диалекты шведского языка в Эстонии показывают, что шведы прибыли из разных частей Швеции, и что позднее тут появились шведы из южной Финляндии. Все шведские поселения располагались вдоль побережья или на островах. Шведы занимались рыболовством, охотой на птиц и тюленей, судоходством и земледелием. Вести земледелие на осадочных горных породах северной и западной Эстонии, как и на шведских островах Эланд и Готланд, нелегко, и поселенцы в основном занимались скотоводством.
Уже в XIV веке шведы в Эстонии владели угодьями согласно «шведскому праву». Прибрежные крестьяне могли свободно переселяться, их статус был таким же, как у крестьян-арендаторов в Швеции и Финляндии. Они были обязаны поставлять продукты местному немецкому феодалу и выполнять поденную работу. Заработки от проводки судов, охоты и рыболовства были хорошими, и немецкие рыцари не вмешивались в дела прибрежных шведов. В то же время статус эстонских крестьян снижался, и они постепенно закрепощались.
Швед шведу не товарищ?
Удивительно, но балтийские шведы стали намного хуже жить именно под шведской короной (1561-1721 годы). Чтобы продолжать войны, королевская власть вознаграждала финансистов и военных землями по другую сторону Балтийского моря. Чуть ли не в каждой деревне возникали поместья, а свободные прибрежные крестьяне становились все больше земледельцами. Эстонские шведы понимали, что их традиционные привилегии были под угрозой.
В самой Швеции в средние века не сложилась система личной крепостной зависимости. Крестьяне на государственных землях превратились в наследственных владельцев наделов, которые находились под властью короля. Эти привилегированные крестьяне участвовали в местном самоуправлении и в национальном парламенте - риксдаге. Другая часть крестьян - фрельзовые - жила на землях дворян, но и они не были крепостными, а сохраняли право перехода из одного поместья в другое, платили определенные натуральные и денежные оброки. Часть фрельзовых крестьян пользовалась правом наследственного держания.
Захват дворянами коронных земель ухудшил положение государственных и фрельзовых крестьян. Они становились зависимыми от частных землевладельцев и лишались права на земельные участки. Представители крестьян в риксдаге заявляли в своих выступлениях в 1650-х годах, что им, людям свободным, теперь угрожает крепостное рабство.
В случае задолженности землевладельцу фрельзовые крестьяне лишались права перехода до полной уплаты податей и оброка. Кроме взимания налогов, феодалы получили право сдачи крестьян в рекруты. Землевладелец был наделен полицейскими и судебными полномочиями. В 1650-70-е годы в Швеции происходили крестьянские выступления, перераставшие в восстания. Часть финских и карельских крестьян даже переселилась в новгородские области.
В шведских владениях в Восточной Прибалтике вовсе сложилось крепостное право. Повышенные по сравнению с Швецией налоги, реквизиции продуктов и скота (особенно во время войн в балтийских провинциях), извозные повинности, увеличение барщины характеризуют этот период. Правительство сохраняло и поддерживало права и привилегии немецкого остзейского дворянства. Крепостной считался собственностью помещика.
В то время на привилегии балтийских шведов началось активно наступление со стороны шведских и немецких помещиков, которые активно пытались ущемить их права и низвести до уровня эстонских крестьян, то есть бесправных крепостных. Балтийские шведы пытались бороться с таким ходом дел, не раз снаряжая делегации на кораблях по Балтийскому морю к шведским королям в Стокгольм.
В 1695-1697 годах в Лифляндии и Эстляндии, как и в соседних странах, было несколько неурожайных годов подряд. Только в Эстляндии погибли от голода 75 000 человек. Волнения крестьян в 1698-1699 годах, расправа с некоторыми феодалами и управляющими, захват крестьянами хлеба в помещичьих экономиях, массовое бегство крепостных вызвали жестокие репрессии. В деревни были посланы карательные отряды. Захваченные руководители крестьянских «беспорядков» подвергались пыткам, колесованию и другим казням. Окончилось шведское время эпидемией чумы 1710-11 годов.
По следам викингов: с Балтики на Днепр
После присоединения территории современной Эстонии к Российской империи, германские меньшинства сохраняли привилегированное положение. Однако, в отличие от Финляндии, имевшей статус автономного великого княжества, статус шведов и шведского языка не был официально закреплен, и они ассимилировались с местным населением.
Балтийские шведы продолжали жаловаться на местных феодалов, но теперь они плавали на своих кораблях к российским императорам в Санкт-Петербург. Кончилось это для части из них плохо. Екатерина Вторая издала указ о переселении в 1781 году 1800 шведов как неблагонадежного населения из имения Хохенхольм с острова Дагё (Хийумаа) на Украину, где на землях в Приднепровье, отвоеванных у Османской империи, они основали поселение Старошведское (Gammalsvenskby). Со временем это поселение стало называться по-немецки Alt Schwedendorf.
В 1816 году в балтийских провинциях вышел запрет на владение крепостными, а в 1856 - закон, разрешающий выкуп крестьянских хуторов. В шведских районахрест кьяне начали выкупать хутора в 1870-х годах, но помещики не были обязаны продавать их тем крестьянам, которые в течение нескольких поколений работали на этих хуторах. Многие хутора продавали эстонцам из других местностей.
В 1870-е годы фонд «Евангелическая родина» (шв. Evangeliska Fosterlands-Stiftelsen) посылал миссионеров в шведские районы Эстонии. Один из них, Т. Э. Торéн, стал ректором шведской учительской семинарии в Пасклепе на острове Нуккё. Там готовили преподавателей шведских народных школ. Крестьянские парусные лодки, груженные картофелем, фруктами, ячменем и лесом, ходили в Финляндию, а потом и в Стокгольм.
В феврале 1909 года Николай Второй разрешил 80 представителям шведских поселений учредить в Эстонии общество «Друзья шведской культуры» (шв. Svenska Odlingens vänner, SOV). Оно уходило своими корнями в то время, когда учителя Юхан Нюман и Ханс Пёль работали во имя сохранения шведской идентичности на острове Нуккё. SOV открывало свои школы.
Шведский вопрос в независимой Эстонии
Во время Первой мировой войны деятельность таких организаций была приостановлена. Однако после февральской революции 1917 года на основе SOV была создана политическая партия - Шведская народная ассоциация Балтийских провинций. В 1918 году она начала издавать на шведском языке еженедельник «Житель побережья» («Kustbon»).
Ее представитель Ханс Пёхль родом с Нуккё работал учителем шведского языка в Ревеле (Таллине) и был членом парламента независимой Эстонии в 1920-23 и 1928-30 годах. Его последователь Матиас Вестерблом был членом эстонского парламента в 1930-34 года на основе союза шведской и немецкой политических партий, пока парламентская конституция в стране не была отменена.
Когда в 1918-19 годах Эстония обрела самостоятельность, была проведена земельная реформа, по которой была роздана основная часть помещичьих земель. Многие эстонские шведы получили небольшие хутора. В 1920 году на острове Нуккё открылся народный крестьянский университет, куда съезжалась учиться молодежь из шведских местностей. Благодаря пожертвованиям и с помощью шведского государства в 1931 году открылась шведская частная гимназия в Хапсале (Хаапсалу).
К 1934 году в Эстонской республике проживали около 7600 человек, считавших родным шведский язык. На многих островах шведы составляли большинство (например, на Рухну и Вормси). Эстонские шведы получали поддержку: преподаватели народного крестьянского университета и гимназии были в основном из Швеции, эстонско-шведские учителя получали образование в учительских семинариях Швеции и Финляндии. Все чаще приезжали лингвисты и этнологи, изучавшие язык, фольклор и традиции. Молодые эстонские шведы начали работать в Швеции и Финляндии.
В 1930-е года в Эстонии «мягкая диктатура» Пятса призывала шведов менять фамилии на похожие на эстонские. В «Жителе побережья» не разрешалось писать «Нуккё» или «Ревель», надо было писать «Ноаротси» и «Таллинн». Угроза со стороны гитлеровской Германии и сталинского Советского Союза и крепнущие связи со Швецией привели к тому, что среди эстонских шведов распространилась атмосфера исхода.
(Окончание следует).
Также на канале: