Несмотря на всяческие трения между русскими и прибалтами, неоспоримым является тот факт, что балты (предки современных латышей и литовцев) – это ближайшие родственники славян. Некоторые ученые считают, что в определенный исторический период существовало балто-славянское единство, то есть группа близкородственных племен, объединявшая предков балтов и славян, говоривших на схожих диалектах. Часть балтов проживала даже на территории Москвы и Подмосковья, например, балтское происхождение имеют названия рек Яуза (Овсяная) в Москве и Можайка, по которой назван Можайск (ср. лит. mazas – маленький).
Сегодня принято выделять три группы балтов: западных, восточных и днепровских. Западные балты были наиболее близки в культурном и языковом отношении к славянам и одновременно являлись самыми активными и "продвинутыми" из всех балтийских племен. К западным балтам относились:
· предки кашубов на территории современной Польши (жили к западу от устья Вислы, очень рано были славянизированы),
· уничтоженные тевтонскими крестоносцами пруссы,
· ассимилированные поляками и литовцами ятвяги,
· а также вошедшие в состав латышей курши.
· возможно, к западным балтам принадлежала голядь (галинды), жившая на реке Оке и ее притоке Протве вплоть до XII в. – "галиндами" назывались западные балты, соседствовавшие с пруссами и ятвягами.
Как считала известная литовская исследовательница М. Гимбутас и прочие авторитетные ученые, своей "продвинутостью" западные балты были обязаны тому, что они и их предки веками и даже тысячелетиями добывали янтарь и поставляли его на экспорт по всей Европе. Уже три с половиной тысячи лет назад протобалты широко экспортировали "золото Севера" носителям крито-микенской цивилизации, обитавшим на территории современной Греции.
Изделия из балтийского янтаря также находят в Месопотамии, Египте и по всей Италии. Благодаря тысячелетнему янтарному пути, западные балты и их предки получали от древних греков и римлян изделия из бронзы, железа, золотые монеты и прочие материальные достижения цивилизации. Некоторые ученые полагают, что отдельные представители западных балтов и их предков добирались до севера Италии и до Греции, где они почитали дельфийского оракула, а римские торговцы и купцы приезжали в земли западных балтов и пытались наладить там местное производство по "западным технологиям". Во всяком случае, романизованные кельты-торговцы и ремесленники жили среди пруссов в I в. н.э.
В раннем средневековье западные балты также показали себя. Например, вместе с готами, высаживавшимися в устье Вислы, во I-II вв. н.э. пруссы совершали походы на Скифию, то есть на запад современной Украины вплоть до Черного моря, а возможно, и на Римскую империю. Вместе с предками кривичей и ильменских словен западные балты осуществляли колонизацию нынешней северной Белоруссии и севера России. В эпоху викингов, в VII-IX вв. курши не только отражали набеги на их земли данов и свеев (шведов), но и сами устраивали пиратские рейды против скандинавов.
У западных балтов начали складываться и свои города. На месте основанного немцами в 1237 году Эльбинга, как минимум с 700 по 850-880 годы существовало прусское торгово-ремесленное поселение Трусо, ведшее с германцами торговлю по морю. Вплоть до 1016 года у основания Куршской косы действовало аналогичное прусское поселение - Кауп (его также называли Гинтийар, от прус. gintars – янтарь). Кауп контролировал торговый путь от Немана на Готланд и в Швецию, но был уничтожен датчанами. А в XII-XIII вв. пруссы прославились своими марш-бросками в земли поляков – вплоть до западного берега Вислы и Мазовии, за что они, собственно, потом и поплатились.
Днепровские и восточные балты, называемые также летто-литовцами (они были непосредственными предками литовцев и латышей), существенно отличались от западных балтов. Веками они жили в глухих лесах в стороне от общеевропейской истории. Именно этим объясняется то, что современный литовский язык является ближайшим родственником давно "мертвых" санскрита и латыни. Язык неизбежно меняется тогда, когда в обществе происходят политические, экономические, социальные и прочие "сдвиги" (яркое свидетельство тому – как изменился "великий могучий" за последние 25 лет). Если же сдвигов нет…
Простой пример: и в западных, и в восточных славянских языках есть слово "цена". Произошло оно от индоевропейского kaina – дифтонг ai стянулся в e, k палатализировалось в ц. Все это случилось тогда, когда предки русских, поляков и прочих славян еще не разделились на различные народы, то есть около двух с половиной тысяч лет тому назад. А вот в литовском слово kaina существует и поныне. Так что восточные балты, сами того не желая, сделали шикарный подарок исследователям индоевропейских языков.
Со временем судьбы восточных и днепровских балтов разошлись. Под воздействием западных балтов и славян, летто-литовцы включились в европейскую историю. Вначале от западных балтов к восточным поступали металлические изделия и прочие "последние новинки" из Европы. Затем в IV-VI вв. славяне и часть западных балтов двинулись на северо-восток, по пути либо ассимилируя летто-литовцев, либо оттесняя их на северо-запад, на территорию нынешних Латвии и Литвы. В итоге предки латышей передвинулись к морю со своих исконных земель в теперешней северо-восточной Белоруссии и прилегающей части России (где позднее возникли Полоцк, Витебск, Смоленск), а предки литовцев – со своей родины в центральной и северной Белоруссии (где теперь Минск, Лида и пр.).
При этом летто-литовцы сохранили прежние племенные различия: не зря в последующие века в Литве существовало деление на "верхних" аукштайтов и "нижних" жемайтов, а в Латвии – на земгалов и латгалов. Но если латгалы и жемайты долгое время продолжали жить по старинке, то аукштайты сумели создать крупнейшее в Европе государство - ВКЛ, а земгалы, имевшие торговую гавань в районе современной Юрмалы и затем составившие значительную часть населения Риги, заложили основы латышского народа.
Днепровские же балты (жили по среднему течению Днепра, на территории южной Белоруссии и северной Украины) и те летто-литовцы, что остались на своих местах при расселении славян, к VIII-IX вв. были полностью ими ассимилированы. Впрочем, этот вопрос до сих пор остается не вполне ясным. Хотя днепровские и часть восточных балтов освоили славянские язык и культуру, они, безусловно, внесли свой вклад в формирование белорусов. Например, белорусское "яканье" явно имеет балтийское происхождение (в литовском буква "е" поныне читается как "я") – подобно тому, как характерное фрикативное "г" досталось украинцам от скифов и сарматов. Также существуют карты распространения верхнеднепровско-валдайского антропологического типа, которые ясно показывают, что в средние века внешность жителей нынешней Белоруссии была совершенно идентична внешности пруссов, аукштайтов, земгалов и прочих балтов.
Так что включение белорусских земель в состав ВКЛ было вполне закономерным событием. А во время гражданской войны, в феврале 1919 года, на первом съезде советов Литвы была принята декларация об объединении советской Литвы и советской Белоруссии и провозглашено образование Литовско-Белорусской ССР ("Литбел"). Показательно и нынешнее литовское название Белоруссии - Балта-русия. Возможно, даже нынешнее "застревание" Белоруссии в советской эпохе обусловлено теми же географическими и климатическими причинами, что и "консервация" общества и языка восточных и днепровских балтов.
О современной Литве читайте здесь.
О языческом капище древних балтов в Калужской области около Оптиной пустыни читайте здесь.