Найти в Дзене
MILITAN

Самолёты с поршневыми двигателями, которые принимали участие в воевали дольше всех.

Оглавление

Несмотря на появление реактивных самолетов, поршневые истребители продолжали сражаться во горячих точках по всему мира еще 25 лет. Эпоха реактивного истребителя официально началась 26 июля 1944 года. В тот день немецкий летчик Альфред Шрайбер атаковал бомбардировщик Королевских ВВС Великобритании De Havilland Mosquito над Мюнхеном на реактивном самолете Messerschmitt Me-262. Британскому летчику удалось спастись, но самолет получил серьезные повреждения и разбился во время вынужденной посадки в Италии. Хотя Me-262 поступили на вооружение еще в апреле, этот бой стал первой зарегистрированной победой реактивного самолета в воздухе.

Поршневые самолеты продолжали участвовать в боевых действиях до конца Второй мировой войны. Но с этого момента стало понятно, что будущее воздушной войны - за реактивными машинами. Несмотря на это, горстке винтомоторных истребителей предстоит сражаться еще 25 лет.

Палубный истребитель Grumman F8F Bearcat.

Вторая мировая война закончилась до того, как "Биркэты" смогли принять в ний участие, поскольку поступили на вооружение в мае 1945 года. Первые модели развивали максимальную скорость 678 км/ч, а модернизированные варианты могли летать еще быстрее.

Grumman F8F Bearcat. By Airwolfhound from Hertfordshire, UK - Bearcat - Fly Navy Day 2016, CC BY-SA 2.0. Общественное достояние
Grumman F8F Bearcat. By Airwolfhound from Hertfordshire, UK - Bearcat - Fly Navy Day 2016, CC BY-SA 2.0. Общественное достояние

После 1945 года этими самолетами были оснащены 24 эскадрильи, но перед самой войной в Корее их сняли с вооружения, чтобы освободить место новым палубникам, таким как Grumman F9F Panther. Двести "Медвежат" были проданы (или переданы) Франции, где они будут выполнять функции штурмовиков во время войны в Индокитае, а потом перейдут военно-воздушным силам Южного Вьетнама.

21 августа 1989 года пилот Лайл Шелтон на модифицированном варианте F8F "Редкий медведь"("Rare bear") установил рекорд скорости этого класса летательных аппаратов. На дистанции в три километра была развита скорость 850,24 км/ч.

Израильские Мессеры

Из-за международного эмбарго на поставки оружия новое государство Израиль было вынуждено оснастить свою первую истребительную эскадрилью отремонтированными нацистскими военными самолетами. Самолеты были собраны недалеко от Праги из запасных частей и тайно проданы в Израиль в 1948 году. Самолет получил название Avia S-199 и был немногим больше, чем чешская копия Bf-109. Более 20 машин были переправлены на Ближний Восток, в регион, где они оказались непригодными для воздушного боя.

Самолеты оказались ненадежными. Кроме того, у Израиля возникли серьезные проблемы с их обслуживанием. В итоге для одновременных полетов были пригодны не менее пяти машин. Несмотря на их очевидные недостатки, Израиль все же бросил их в бой. В первом вылете группа S-199 нанесла удар по строю египетских транспортников Douglas C-47, модифицированных в бомбардировщики, которые возвращались после налета на Тель-Авив. Два "Дугласа" столкнулись в воздухе и разбились. Вот, пожалуй, и все. Вскоре после этого израильские "Мессеры" встретились в бою с арабскими "Спитфайрами" и смогли одержать несколько побед.

Чехословакия была не единственной европейской державой, производившей копии немецкого Вf-109. В конце 1940-х и начале 1950-х годов в Испании было построено более 200 машин, получивших названия Hispano Aviación HA-1109 и HA-1112. Самолеты служили в ВВС до 1965 года. Многие из этих самолетов-пенсионеров появились в фильме 1969 года "Битва за Британию".

У полученных самолетов был выявлена серьезная проблема. Установленный под капотом синхронизатор пулеметов MG 131 не работал должным образом, а это привело к тому, что несколько израильских истребителей отстрелили свои собственные винты.

Одиннадцатый Лавочкин

Один из последних советских поршневых истребителей в истории. Ла-11 имел короткую, но успешную карьеру фронтового перехватчика. Он продолжал служить до тех пор, пока в войска не стали поступать в достаточных количествах реактивные МиГ-15. За четыре года, начиная с 1947, было выпущено более 1200 одноместных истребителей. Боевой дебют Ла-11 состоялся весной 1950 года, когда советская 106-я истребительная авиационная дивизия прибыла в Шанхай для защиты воздушного пространства Китая от вторжений тайваньской авиации.

Ла-11 арт
Ла-11 арт

7 марта Ла-11 уничтожили бомбардировщик B-25. Несколько дней спустя звено "одиннадцатых" вступила в бой с группой тайваньских "Мустангов" и сбила несколько из них, не потеряв ни одной машины. 8 апреля 1950 года истребитель Ла-11 сбил американский разведывательный самолет 26-й патрульной эскадрильи ВМС США Consolidated PB4Y-2 Privateer над Балтийским морем. Летом этого же года истребители ВВС Северной Кореи вступили в бой с американскими "Мустангами" над 38-й параллелью.

23 февраля 1950 года звено Ла-11 с аэродрома Чкаловск перехватили один американский бомбардировщик В-29. Однако огонь по нему не открыли, поскольку для этого требовалось специальное разрешение.

Морская ярость.

Истребитель Hawker Sea Fury был последним поршневым истребителем авианосного базирования Королевских ВМС Великобритании. С максимальной скоростью 740 км/ч, самолет был одним из самых быстрых винтомоторным истребителей, который когда либо участвовавших в бою. "Си Фьюри" не успел на Вторую мировую войну, но массово применялся в боевых действиях в Корее, где они выполняли задания по патрулированию и оказывали непосредственную поддержку с воздуха.

"Морские Фурии" также широко экспортировались. Они служили в военно-морских и военно-воздушных силах Канады, Австралии, Бирмы, Голландии, Пакистана и даже Кубы. В последний раз самолет участвовал в бою во время вторжения в залив Свиней, когда пара кубинских Sea Fury атаковала и потопила суда "Хьюстон" и "Рио Эскондидо". Позже в тот же день эти два истребителя перехватили и уничтожили пару бомбардировщиков B-26. С тремя публикациями, посвященными кубинской авиации в заливе Свиней, можно ознакомиться, перейдя по ссылкам ниже:

Есть легенда, что 8 августа 1952 года истребитель "Си Фьюри" 802-й эскадрильи с авианосца HMS Ocean (R68) атаковал и уничтожил северокорейский МиГ-15. Летчик, лейтенант ВМС Питер Кармайкл погиб в этом вылете немногим позже, когда группа "Морских Фурий" была перехвачена над городом Нампо в Северной Корее. Однако в сети есть рассказ другого британца, самого молодого летчика, участвовавшего в той операции, Брайана Эллиса. Он полностью опроверг эти заявления, и заявил, что самолет Кармайкла был сбит ПВО.

Небесный налетчик.

Устаревший еще до того, как он поднялся в небо Douglas A-1 Skyraider разрабатывался как палубный бомбардировщик и появился в конце Второй мировой войны. Неуклюжий, тяжелый и медлительный, он поступил на вооружение в конце 1945 года. Пять лет спустя он принял участие в боевых действиях в Корее. Несмотря на то что Skyraider не самая гламурная птица на флоте, его грузоподъемность 3,6 тонны (почти как у B-17) в сочетании со способностью находиться в воздухе в течение 10 часов сделали его рабочей лошадкой ВМС. За свой сорокалетний срок службы истребителям "Скайрейдер" удалось записать на свой счет несколько сбитых самолетов.

В 1954 году два А-1 ВМС США сбили пару китайских Ла-9 над Южно-Китайским морем. Это произошло через три дня после того, как китайские истребители сбили авиалайнер Cathay Pacific Airways C-54 Skymaster на подлете к Гонконгу. Десять лет спустя 20 июня 1965 года. "Скайрейдеры" ВМС США были атакованы северовьетнамским МиГ-17. Во время столкновения два американских самолета сбили реактивный самолет. Похожий воздушный бой произошел в следующем году, когда "Скайрейдеры" с авианосца "Интерпид" сбили еще один МиГ-17.

Douglas A-1 Skyraider арт
Douglas A-1 Skyraider арт

Последний известный бой бомбардировщика А-1 произошел 14 февраля 1968 года, когда группа самолетов с авианосца "Энтерпрайз" попала в засаду китайских МиГ-19 недалеко от острова Хайнань. Во время нанесения ударов по целям на территории Северного Вьетнама американские самолеты приблизились слишком близко к воздушному пространству Китая, в результате чего один "Скайрейдер" был сбит.

Последний воздушный бой.

По иронии судьбы, последний в истории воздушный бой поршневых самолетов произошел между двумя американскими боевыми птицами времен Второй мировой войны - "Мустангом" и "Корсаром".

В июле 1969 года вспыхнула короткая война между враждующими соседями - Сальвадором и Гондурасом. 17 июля гондурасские истребители Vought F4U Corsairs столкнулись с сальвадорскими Goodyear FG-1D Corsairs и Cavalier Mustangs (боевая версия гражданского Air Racing P-51). Во время дуэли гондурасский летчик Фернандо Сото сбил два самолета. Сальвадор продолжал использовать уцелевшие "Корсары" до 1975 года, а Гондурас - до 1979 года.

Вся информация на канале, статьи и фотографии не несут пропагандисткой направленности. Все сделано исключительно в рамках ознакомления с историей и вооружением!

Наш телеграмм-канал:

Ⓜ️ILITAN

Для желающих помочь каналу рублем:
Тинькофф 5536 9138 9630 2045
СБЕР 4276 4800 1921 3399
Спасибо за внимание и до новых встреч!

Авто
5,66 млн интересуются