Несмотря на появление реактивных самолетов, поршневые истребители продолжали сражаться во горячих точках по всему мира еще 25 лет. Эпоха реактивного истребителя официально началась 26 июля 1944 года. В тот день немецкий летчик Альфред Шрайбер атаковал бомбардировщик Королевских ВВС Великобритании De Havilland Mosquito над Мюнхеном на реактивном самолете Messerschmitt Me-262. Британскому летчику удалось спастись, но самолет получил серьезные повреждения и разбился во время вынужденной посадки в Италии. Хотя Me-262 поступили на вооружение еще в апреле, этот бой стал первой зарегистрированной победой реактивного самолета в воздухе.
Поршневые самолеты продолжали участвовать в боевых действиях до конца Второй мировой войны. Но с этого момента стало понятно, что будущее воздушной войны - за реактивными машинами. Несмотря на это, горстке винтомоторных истребителей предстоит сражаться еще 25 лет.
Палубный истребитель Grumman F8F Bearcat.
Вторая мировая война закончилась до того, как "Биркэты" смогли принять в ний участие, поскольку поступили на вооружение в мае 1945 года. Первые модели развивали максимальную скорость 678 км/ч, а модернизированные варианты могли летать еще быстрее.
После 1945 года этими самолетами были оснащены 24 эскадрильи, но перед самой войной в Корее их сняли с вооружения, чтобы освободить место новым палубникам, таким как Grumman F9F Panther. Двести "Медвежат" были проданы (или переданы) Франции, где они будут выполнять функции штурмовиков во время войны в Индокитае, а потом перейдут военно-воздушным силам Южного Вьетнама.
21 августа 1989 года пилот Лайл Шелтон на модифицированном варианте F8F "Редкий медведь"("Rare bear") установил рекорд скорости этого класса летательных аппаратов. На дистанции в три километра была развита скорость 850,24 км/ч.
Израильские Мессеры
Из-за международного эмбарго на поставки оружия новое государство Израиль было вынуждено оснастить свою первую истребительную эскадрилью отремонтированными нацистскими военными самолетами. Самолеты были собраны недалеко от Праги из запасных частей и тайно проданы в Израиль в 1948 году. Самолет получил название Avia S-199 и был немногим больше, чем чешская копия Bf-109. Более 20 машин были переправлены на Ближний Восток, в регион, где они оказались непригодными для воздушного боя.
Самолеты оказались ненадежными. Кроме того, у Израиля возникли серьезные проблемы с их обслуживанием. В итоге для одновременных полетов были пригодны не менее пяти машин. Несмотря на их очевидные недостатки, Израиль все же бросил их в бой. В первом вылете группа S-199 нанесла удар по строю египетских транспортников Douglas C-47, модифицированных в бомбардировщики, которые возвращались после налета на Тель-Авив. Два "Дугласа" столкнулись в воздухе и разбились. Вот, пожалуй, и все. Вскоре после этого израильские "Мессеры" встретились в бою с арабскими "Спитфайрами" и смогли одержать несколько побед.
Чехословакия была не единственной европейской державой, производившей копии немецкого Вf-109. В конце 1940-х и начале 1950-х годов в Испании было построено более 200 машин, получивших названия Hispano Aviación HA-1109 и HA-1112. Самолеты служили в ВВС до 1965 года. Многие из этих самолетов-пенсионеров появились в фильме 1969 года "Битва за Британию".
У полученных самолетов был выявлена серьезная проблема. Установленный под капотом синхронизатор пулеметов MG 131 не работал должным образом, а это привело к тому, что несколько израильских истребителей отстрелили свои собственные винты.
Одиннадцатый Лавочкин
Один из последних советских поршневых истребителей в истории. Ла-11 имел короткую, но успешную карьеру фронтового перехватчика. Он продолжал служить до тех пор, пока в войска не стали поступать в достаточных количествах реактивные МиГ-15. За четыре года, начиная с 1947, было выпущено более 1200 одноместных истребителей. Боевой дебют Ла-11 состоялся весной 1950 года, когда советская 106-я истребительная авиационная дивизия прибыла в Шанхай для защиты воздушного пространства Китая от вторжений тайваньской авиации.
7 марта Ла-11 уничтожили бомбардировщик B-25. Несколько дней спустя звено "одиннадцатых" вступила в бой с группой тайваньских "Мустангов" и сбила несколько из них, не потеряв ни одной машины. 8 апреля 1950 года истребитель Ла-11 сбил американский разведывательный самолет 26-й патрульной эскадрильи ВМС США Consolidated PB4Y-2 Privateer над Балтийским морем. Летом этого же года истребители ВВС Северной Кореи вступили в бой с американскими "Мустангами" над 38-й параллелью.
23 февраля 1950 года звено Ла-11 с аэродрома Чкаловск перехватили один американский бомбардировщик В-29. Однако огонь по нему не открыли, поскольку для этого требовалось специальное разрешение.
Морская ярость.
Истребитель Hawker Sea Fury был последним поршневым истребителем авианосного базирования Королевских ВМС Великобритании. С максимальной скоростью 740 км/ч, самолет был одним из самых быстрых винтомоторным истребителей, который когда либо участвовавших в бою. "Си Фьюри" не успел на Вторую мировую войну, но массово применялся в боевых действиях в Корее, где они выполняли задания по патрулированию и оказывали непосредственную поддержку с воздуха.
"Морские Фурии" также широко экспортировались. Они служили в военно-морских и военно-воздушных силах Канады, Австралии, Бирмы, Голландии, Пакистана и даже Кубы. В последний раз самолет участвовал в бою во время вторжения в залив Свиней, когда пара кубинских Sea Fury атаковала и потопила суда "Хьюстон" и "Рио Эскондидо". Позже в тот же день эти два истребителя перехватили и уничтожили пару бомбардировщиков B-26. С тремя публикациями, посвященными кубинской авиации в заливе Свиней, можно ознакомиться, перейдя по ссылкам ниже:
Есть легенда, что 8 августа 1952 года истребитель "Си Фьюри" 802-й эскадрильи с авианосца HMS Ocean (R68) атаковал и уничтожил северокорейский МиГ-15. Летчик, лейтенант ВМС Питер Кармайкл погиб в этом вылете немногим позже, когда группа "Морских Фурий" была перехвачена над городом Нампо в Северной Корее. Однако в сети есть рассказ другого британца, самого молодого летчика, участвовавшего в той операции, Брайана Эллиса. Он полностью опроверг эти заявления, и заявил, что самолет Кармайкла был сбит ПВО.
Небесный налетчик.
Устаревший еще до того, как он поднялся в небо Douglas A-1 Skyraider разрабатывался как палубный бомбардировщик и появился в конце Второй мировой войны. Неуклюжий, тяжелый и медлительный, он поступил на вооружение в конце 1945 года. Пять лет спустя он принял участие в боевых действиях в Корее. Несмотря на то что Skyraider не самая гламурная птица на флоте, его грузоподъемность 3,6 тонны (почти как у B-17) в сочетании со способностью находиться в воздухе в течение 10 часов сделали его рабочей лошадкой ВМС. За свой сорокалетний срок службы истребителям "Скайрейдер" удалось записать на свой счет несколько сбитых самолетов.
В 1954 году два А-1 ВМС США сбили пару китайских Ла-9 над Южно-Китайским морем. Это произошло через три дня после того, как китайские истребители сбили авиалайнер Cathay Pacific Airways C-54 Skymaster на подлете к Гонконгу. Десять лет спустя 20 июня 1965 года. "Скайрейдеры" ВМС США были атакованы северовьетнамским МиГ-17. Во время столкновения два американских самолета сбили реактивный самолет. Похожий воздушный бой произошел в следующем году, когда "Скайрейдеры" с авианосца "Интерпид" сбили еще один МиГ-17.
Последний известный бой бомбардировщика А-1 произошел 14 февраля 1968 года, когда группа самолетов с авианосца "Энтерпрайз" попала в засаду китайских МиГ-19 недалеко от острова Хайнань. Во время нанесения ударов по целям на территории Северного Вьетнама американские самолеты приблизились слишком близко к воздушному пространству Китая, в результате чего один "Скайрейдер" был сбит.
Последний воздушный бой.
По иронии судьбы, последний в истории воздушный бой поршневых самолетов произошел между двумя американскими боевыми птицами времен Второй мировой войны - "Мустангом" и "Корсаром".
В июле 1969 года вспыхнула короткая война между враждующими соседями - Сальвадором и Гондурасом. 17 июля гондурасские истребители Vought F4U Corsairs столкнулись с сальвадорскими Goodyear FG-1D Corsairs и Cavalier Mustangs (боевая версия гражданского Air Racing P-51). Во время дуэли гондурасский летчик Фернандо Сото сбил два самолета. Сальвадор продолжал использовать уцелевшие "Корсары" до 1975 года, а Гондурас - до 1979 года.
Вся информация на канале, статьи и фотографии не несут пропагандисткой направленности. Все сделано исключительно в рамках ознакомления с историей и вооружением!
Наш телеграмм-канал:
Для желающих помочь каналу рублем:
Тинькофф 5536 9138 9630 2045
СБЕР 4276 4800 1921 3399
Спасибо за внимание и до новых встреч!