Найти тему
Александр Долгих

Самый большой в мире самолёт — Ан-225 «Мрия» (уничтожен)

Оглавление

На днях у меня на канале вышла статья про знаменитый советский и российский "транспортник" Ан-124 «Руслан». Многие считают его самым большим серийным транспортным самолёт в мире (да что уж там, он таковым и является). Большинство бортов сейчас принадлежит российской авиакомпании "Волга-Днепр", которая занимается перевозками грузов по всему миру.

Однако есть ещё один куда более мощный и большой самолёт — Руслан-переросток — АН-225 "Мрия". С украинского "Мрiя" переводится как "Мечта". Он в буквальном смысле один, то есть был создан в единственном экземпляре (были планы по достройке второго самолёта, но они так и остались планами).

Зачем он был нужен?

Создавали его в СССР для одной-единственной целью — перевозки компонентов космического корабля "Буран". Стоит также отметить, что у "Мрии" существовала специальная система креплений на самом фюзеляже (что-то типа багажника на крыше у машин), которая позволяла перевозить "Буран" целиком. До сих пор данный вид перевозки считается очень редким в авиации. По сути это самолёт для космолётов. Выпущен от был в 1988 году в конструкторском бюро Антонова.

Ан-225 перевозит на "крыше" космический челнок "Буран".
Ан-225 перевозит на "крыше" космический челнок "Буран".

Самый большой в мире

"Мрия" создавалась на базе "Руслана". Но если у "Руслана" было всего 4 двигателя (хотя рассматривался вариант и с шестью), как у большинства крупных самолётов, то у "Мрии" их было целых шесть. Размах крыльев — 84,4 метра (у "Руслана" — 73,3 м), длина — 84 метра (у "Руслана" — 69,1 м). Просто представьте: если поставить "Мрию" на попа, в высоту она будет как 28-этажный дом. А если положить такой дом на бок, то получится размах крыльев. Взлётная масса самолета — 640 тонн. Объём грузового отсека — более 1200 м³ (д/ш/в грузового отсека в метрах: 43/6,4/4,4).

Сравнение "Мрии" и "Руслана".
Сравнение "Мрии" и "Руслана".

Или вот вам другое сравнение: длина самолёта, как три больших синих кита, а взлётная масса, как вес четырёх таких китов. Можете себе представить такого исполина в небе?

До сих пор никто в мире не смог сделать самолёт, который превзошёл бы по показателям "Мрию". Ан-225 побил 250 мировых рекордов по многим характеристикам, но самая главная – он смог поднять груз массой 253, 8 тонны.

Больше не нужен

Вот только для эксплуатации, взлёта и посадки такого крупного самолёта подойдёт далеко не каждый аэропорт и не каждая взлетно-посадочная полоса. К тому же после отказа СССР от многоразовых космических кораблей типа "Буран", необходимость в столь большом и грузоподъемном самолёте отпала. В мире просто не было таких больших и тяжёлых грузов, чтобы использовать "Мрию". После распада СССР, самолёт остался на Украине, но по разным причинам с 1994 года он перестал совершать полёты и его даже хотели разобрать на запчасти.

-5

Однако в 2001 году его всё-таки начали использовать для коммерческих перевозок. Эксплуатировала его авиакомпания Antonov Airlines. С тех пор Ан-225 установил ещё несколько мировых рекордов, попавших в книгу рекордов Гиннеса, в том числе благодаря перевозке генератора весом 187,6 тонн и двух лопастей ветряка, длина которых составляла 42,1 метра.

-6

"Мрии" больше нет

В апреле 2022 году в ходе боевых действий единственная в своём роде "Мрия" была уничтожена артиллерийским огнём Вооруженных сил Украины, которые пытались отбить аэродром Гостомель у российских десантников, взявших его без единого выстрела. Самолёт-гигант был уничтожен прямым попаданием снаряда; не подлежат восстановлению кабина, двигатели, гидравлика, многое посечено осколками. Восстановление будет едва ли возможно, а затраты будут сопоставимы с разработкой нового самолёта. К слову сказать, никакой необходимости производить обстрел ангаров и взлетно-посадочной полосы не было, к тому времени российские десантники уже заняли административные здания.

Ангар с уничтоженным крупнейшим украинским транспортным самолётом Ан-225 "Мрия" на аэродроме Гостомель под Киевом, Украина, 8 апреля 2022 года. Фото © Getty Images / Maxym Marusenko / NurPhoto
Ангар с уничтоженным крупнейшим украинским транспортным самолётом Ан-225 "Мрия" на аэродроме Гостомель под Киевом, Украина, 8 апреля 2022 года. Фото © Getty Images / Maxym Marusenko / NurPhoto

Как бы то ни было этот самолёт был создан усилиями всего СССР, равных ему нет, не было и в ближайшем будущем, вероятно, не будет. Ушла эпоха гигантизма, да и экономическая целесообразность такого исполина в условиях капитализма вызывает массу вопросов.

Если есть, что добавить, добро пожаловать в комментарии. Напоминаю, что у меня есть Телеграм-канал, и вот ещё несколько интересных статей: