Всем привет!
Среди восточноевропейских грузовиков середины прошлого века нередко встречались очень интересные модели, и внешне, и с технической точки зрения. Я уже писал на канале о модели Praga-V3S, и к нему можно вернуться здесь, сегодня же я расскажу о более прогрессивном и не менее интересном чехословацком грузовике – Tatra-805.
Нашего героя впервые представили в 1953 г. Автомобиль создавался на основе моделей Tatra-803 и 804, не вошедших в серию, и одним внешним видом давал понимать, что он создан для бездорожья: высокий дорожный просвет, все ведущие колеса и короткие свесы полезны при преодолении сложных дорожных препятствий, крутых склонов и глубоких бродов. С другой стороны, все агрегаты машины держались на раме, двери в кабину открывались против движения, а грузоподъемность была скромной – 2,5 т.
Кабина же была довольно простой: в ней всего 2 сидячих места, а в распоряжении водителя минимум приборов, руль без гидроусилителя и рычаг 4-ступенчатой коробки передач. Зато благодаря отсутствию капота заметно улучшился обзор, а в крыше появился специальный люк, через который сидящий рядом с шофером солдат мог отстреливаться от вражеской авиации.
Между сиденьями располагался широкий капот, под которым скрывался мотор объемом 2,5 л и мощностью 75 л. с. Интересно, что впоследствии он послужил основой для двигателей представительского Tatra-603 и спортивных автомобилей.
Tatra-805 выпускался до 1960 г., причем производство его было налажено не только на заводе Tatra, но и на Skoda. Всего же было выпущено 13 624 таких грузовика, в народе получивших прозвище «утка».
Модель высоко оценили военные: техника могла и перевозить солдат или боеприпасы в кузове, и тащить за собой пушки. Также на ее базе изготавливались вахтовые автомобили:
Грузовик прижился и на гражданке, и для нее существовали отдельные модификации, среди которых пожарные автомобили:
Самосвалы:
И даже грузопассажирские кузова:
Самая яркая страница из жизни Tatra-805 – его участие в автомобильной экспедиции в 1959-1964 гг., в рамках которой две доработанные машины проехали Аравийский полуостров, Индию, часть островов Индонезии, Японию и юг СССР. Сегодня эта «бесстрашная пара» - ценные экспонаты музея истории Tatra.
Стандартная же модель в это время продолжала служить и на гражданке, и в военных целях, пока в 70х гг. ее не стали заменять новые грузовики. Сегодня в живых осталось мало таких машин, и самые известные из доживших – те, что сохранились в уже упомянутом музее истории фирмы-производителя:
Tatra-805 – универсальный чехословацкий грузовик, сумевший полюбиться и военным, и народу, и даже любителям дальних путешествий. Последнее стало для модели настоящим испытанием на прочность, и она прошла его с достоинством, лишний раз показав, что социалистические страны делали надежную и долговечную технику.
Встречался ли вам такой грузовик? Пишите в комментариях, буду рад обратной связи.
А у меня на этом все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и до новых встреч!