Найти тему

Praga-V3S – уникальный чехословацкий военный грузовик

Всем привет!

Мы знаем чехословацкий автопром в основном по тяжелым грузовикам Tatra, работавших в основном в отдаленных регионах СССР. Но был у Чехословакии и собственный военный грузовик с характерным внешним видом, который также иногда встречался в нашей стране – Praga-V3S. О нем-то я сегодня и расскажу.

Источник фото: drive2.ru
Источник фото: drive2.ru

С названием нашего героя создатели не заморачивались: марка названа в честь Пражского автозавода, где в 1953 г. и было запущено производство грузовика, а модель расшифровывается как «Военный трехтонный специальный». Но с другой стороны, уже по названию понятно, что модель предполагалось использовать в основном в военных целях. Еще в 1951 г. недавно восстановленный после войны завод получил заказ на создание трехосного грузовика повышенной проходимости, и по некоторым данным, завод справился с заданием всего за 4 месяца, после чего модель успешно прошла испытания, и даже не пришлось дорабатывать конструкцию.

С одной стороны, автомобиль мало чем отличался от других военных грузовиков, производящихся в странах соц. лагеря, но с другой привлекает внимание необычный капот, под которым по сути ничего нет, а двигатель находится в кабине, между двумя сиденьями. Сам же по себе мотор был производства Tatra, объемом 7,4 л и мощностью 98 л. с.

Кабина же была очень простой и немного тесной из-за широкого моторного отсека, плюс к тому приборов внутри только нужный минимум приборов, а руль без гидроусилителя:

Кабина Praga-V3S. Источник фото: drive2.ru
Кабина Praga-V3S. Источник фото: drive2.ru

Praga-V3S выпускался до 1985 г., и со временем пережил небольшую модернизацию, в результате которой получил новый мотор, развивавший 110 л. с. при объеме 8,1 л. Общая же концепция оставалась неизменной.

Зато расширился спектр применения этих машин: если изначально ее использовали только военные, то более поздние экземпляры прижились на гражданке. Помимо стандартных бортовых грузовиков, выпускались также кунги:

Источник фото: auto.vercity.ru
Источник фото: auto.vercity.ru

Самосвалы:

Источник фото: drive2.ru
Источник фото: drive2.ru

Цистерны:

Источник фото: commons.wikimedia.org
Источник фото: commons.wikimedia.org

Пожарные автомобили:

Источник фото: drive2.ru
Источник фото: drive2.ru

И автокраны:

Источник фото: drive2.ru
Источник фото: drive2.ru

Для военных целей на базе модели также было создано зенитное орудие:

Источник фото: commons.m.wikimedia.org
Источник фото: commons.m.wikimedia.org

Модель часто шла на экспорт, в основном в страны Восточной Европы, а часть машин также попала в СССР, где на них устанавливали флюрографический аппарат и использовали его в отдаленных селах.

Praga-V3S стал долгожителем, но уже в 80х гг. считался морально устаревшим. Сегодня удел этих машин – музеи автомобильной техники:

Источник фото: drive2.ru
Источник фото: drive2.ru

Praga-V3S – необычный, но живучий чехословацкий грузовик, прижившийся и у военных, и на гражданке. Спектр предназначений его был немалым, а надежность конструкции позволила ему работать вплоть до нынешнего столетия, а сегодня музейные экземпляры привлекают внимание любителей автомобильной старины.

Встречался ли вам такой грузовик? Пишите в комментариях, буду рад обратной связи.

А у меня на этом все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и ждите новых статей!