Дождевик - гриб простой и доходчивый. Он знаком каждому; не надо быть заядлым грибником, чтобы опознать в белом шарике (или в буром облачке, поднимающемся из-под ноги) обыкновенный наш гриб-дождевик. Или не совсем обыкновенный. Или вовсе необыкновенный - как ёж, как кегля, как футбольный мяч! Всё равно - дождевик он и есть дождевик.
Есть в наших дождевиках что-то милое и простодушное. Один только вид его тянет за собой вереницу каких-то народных, общинных ассоциаций. Разгар лета, грибной дождик, пробежаться по зелёной травке босыми пяточками, и из под ног только так пуфф! пуфф! - вырываются весёлые клубки бурого дыма, и кто-то за кадром произносит назидательно: "вот тебе и дедушкин табак". В общем, не было у меня никакого "детства босоногого", и ассоциации рождаются довольно банальные.
Но дождевик для меня всё равно - какой-то свойский, домашний гриб. Как и для многих, наверное. А между тем, наши дождевики не так просты и однозначны, как может показаться.
Слово - науке о грибах
Когда-то давно, когда систематика грибного царства выглядела вполне вменяемой, все грибы-базидиомицеты, образующие споры внутри себя, относили к порядку Гастеромицетов (можно перевести как "грибы-желудки"). Внутри себя этот порядок делился на настоящие и ложные дождевики, весёлки, звездовики, гнездовики и так далее. Наука микология была тогда очень молода и наивна.
(Сразу оговоримся, что трюфели, например, относятся к аскомицетам и к этому порядку не причислялись даже в наивные времена).
Генетические исследования показали, что стройность классификации была искусственной. "Грибы-желудки", похоже, развивались независимо друг от друга по нескольким линиям, и пришли к идее вынашивания спор внутри себя разными путями.
(Как тут не помянуть пресловутую "эквифинальность биопроцессов" - явно наблюдаемый феномен, о котором так не любит вспоминать современная наука о живом? Если кому-то любопытно - озакомьтесь с замечательной, хотя и сложной статьёй под названием "Ньютон биологии еще не родился").
В общем, на сегодняшний день воззрения таковы. Настоящие дождевики (семейство Lycoperdaceae) входят в порядок Агариковые, или пластинчатые. Там же обосновались некоторые другие экс-гастеромицеты: звездовики и гнездовики. А уже ложные дождевики (семейство Sclerodermataceae) относятся к порядку Болетовых, или трубчатых. Вот такая картина: настоящий дождевик - родня шампиньону, а ложный - белому. Смотрите не перепутайте.
Внутри дождевика
Не буду развлекать читателя терминами вроде "экзоперидий", "глеба", "трама", "перистома", тем более что сам ориентируюсь в них лишь со словарём. Можно сказать проще. Настоящий дождевик - это мешочек, в котором созревают споры; снаружи - более или менее прочная "скорлупа", снизу (не всегда) - ложноножка, "постамент", на котором покоится сам гриб-желудок. Когда споры созревают, скорлупа разрывается сверху, и любое внешнее воздействие, будь то дождевая капля или чья-то босая пяточка, приводит к выбросу облачка спор.
Как и всё на свете, семейство настоящих дождевиков подразделяется на рода. Подразделение это крайне условно; одни и те же виды могут блуждать среди них до помрачения ума, как герои Гашека по трактирам. Например, знаменитый головач гигантский (которого я не разу не встречал) причислялся к роду Lycoperdon, к роду Bovista, к роду Langermannia, к роду Handkea и т.д. Сейчас его "законное" имя - Calvatia gigantea. Вот какой смысл всё это запоминать, если картина постоянно меняется? Проще, когда возникает необходимость, с актуальной картотекой свериться. Как вот я сейчас.
Проще говоря, настоящие дождевики у нас такие:
- Lycoperdon. Собственно, "дождевик он и есть дождевик".
- Bovista, порховка. Дождевик без ножки, просто "желудок", лежащий на земле. Еще у порховок двойная шкурка: когда облупляется верхний слой, окраска гриба меняется.
- Calvatia, головач. Почему-то к этому роду относятся и длинноногие вытянутые головачи, и лежачие гиганты - которые, скорее, напоминают исполинские порховки.
Вот, наверное, и всё. Дальше путаница только нарастает, а смысла существенно не прибавляется.
А практика - хромает!..
Лишь считанные виды из всего многообразия дождевиков покорились мне на сегодняшний день. Удивительно - грибы распространенные (если не сказать - вездесущие), грибы легкие в определении, грибы фотогеничные... И из всего этого богатства знакома мне лишь горсточка видов! Ну как так-то...
Номер 1: Дождевик полевой (Lycoperdon pratense). Вот самый "дождевик-дождевик", первым выскакивает после дождя на наших полевых дорогах. Маленький, белый, кудлатый, напоминает он смесь какой-нибудь порховки и шиповатого дождевика. Но не порховка: разрезав взрослый гриб, становится видно, что в верхней части зреют споры (она желтоватая), а нижняя, стерильная, остаётся белой.
Гриб совсем мелкий - странно было бы его собирать в пищу.
Номер 2: Дождевик шиповатый (Lycoperdon perlatum). Этот тоже белый смолоду, но крупнее, стройной грушевидной формы, растёт не так проворно и тоже предпочитает травянистые обочины. Шиповатость - главный его отличительный признак; встречаются и более ярко оснащенные дождевики, вплоть до того, что смахивают на каких-нибудь дикобразов, но у этого шипики выглядят вполне гармонично, посторонних ассоциаций не вызывают.
Шиповатый дождевик хорош (особенно для тех, кто любит дождевики), но его шипы способны изгвоздать все грибы в корзине. Я если собираю, то лишь в отдельную тару.
Номер 3: Дождевик грушевидный (Lycoperdon pyriforme). Этот тоже смахивает на грушу и тоже в молодости носит шипы, но сам в целом мельче. Зато плодоносит гуще: большими толпами на гнилой замшелой древесине (вот оно, ключевое отличие). Окраска - белая либо желтоватая, бежевая; изменение цвета поверхности не означает, что гриб перезрел. Может быть сверху желтый и вполне себе ничего. Кожица очень жесткая: настоящая скорлупа! Гриб так и тянет "облупить", чего делать, конечно, не следует.
Грушевидный - по мне так самый вкусный из дождевиков. Жарить прямо в скорлупе, тогда он будет хрустеть и таять.
Номер 4: Головач продолговатый (Lycoperdon excipuliforme). Да, наука из головачей его разжаловала, переведя в род обыкновенных дождевиков. "Понять такое нельзя - можно только запомнить" (прошу прощения за стократное повторение сентенции - а что еще тут скажешь?). Взрослый головач похож на детскую кеглю, молодой - на очень крупный дождевик шиповатый. Растёт красиво, виден издалека, многими любим.
Я выращиваю головачи у себя под сосной (любят они хвойный опад), по осени собираю, режу пластинками и обжариваю в масле. Вкусно.
Номер 5: Порховка чернеющая (Bovista nigrescens). Мелкий декоративный вид, "заячья картошка". Сначала - полупогруженный в субстрат белый шарик, будто яйцо подземной птицы; затем внешняя шкурка с порховки слезает, и она приобретает защитную серо-бурую окраску.
Номер 6: Порховка свинцово-серая (Bovista plumbea). Как чернеющая, только еще мельче, и с возрастом действительно действительно какой-то свинцовой. Основываясь на форме плодового тела, ее можно было назвать "заячьей репкой". Если б только это было кому-нибудь нужно.
Вот и всё. Всего лишь шесть видов из огромного множества дождевиков! Остальные - серая зона. Даже гигантский головач, который уж точно не пропустишь, остаётся непокоренным. Прекрасно помню, как кое-кто из читателей обещал, что развеет живительное семя головача-гиганта близ наших тучных пажитей, когда будет проезжать мимо по трассе "Дон". Я принял это обещание всерьез и до сих пор жду.
Ладно, будем считать, что по части дождевиков всё самое интересное у меня еще впереди. А вы с какими-нибудь другими дождевиками знакомы? Ну, кроме ложных, естественно. Эти-то да.