Найти в Дзене

Наполеон в русском фарфоре: от имперского пафоса до едкой издевки

Известно ли вам, что Рождество в России 19-го века было связано с крупным государственным праздником? До 1826 года в России в это время отмечали День победы над Наполеоном. К нам в коллекцию как раз приехал новичок - письменный прибор в виде сидящего Наполеона, вероятно, родом из Гжели. Мы решили посчитать наполеоновскую родню в нашем собрании - и получилось весьма обширное семейство!

"Буонапарте" был не просто властителем дум начала 19-го века, мода на его героизацию продержалась фактически столетие, даже в России. Поклонником наполеоновского "культа" был, к примеру, Николай II, а уж в начале 19-го века - до Отечественной войны 1812 г. - русские аристократы на Бонапарта чуть ли не молились как на реставратора французской монархии (вспоминаем первые главы "Войны и мира").

Проявления этой моды были необыкновенно разнообразны, в том числе в фарфоре: от повторения парадных портретов, где мы видим великолепного полководца, героя Тулона и Аустерлица, императора, - до воспроизведения карикатур и немилосердных шаржей.

-2

Героические императорские образы на сухарнице и на вазе, воспроизводящие официальную иконографию Бонапарта, работы Давида и Гро.

-3

В этом же ключе создана и миниатюра завода Попова.

-4

Сосуд в виде головы Наполеона, созданный на заводе Миклашевского - образ уже куда менее романтический, скорее коммерческий. Кружки в виде голов, которые обычно называют "тоби", широко распространились в 19-м веке, зачастую это были головы известных исторических персонажей. Поскольку "художественное руководство" на заводе осуществляли французские фарфористы, тут, как говорится, сам бог велел.

-5

Гжельские спичечницы в виде собак в характерных двууголках предположительно отсылают к карикатурному образу, насмехающемуся над безродным корсиканским выскочкой, "пролезшим" в покорители мира.

-6

Наконец, письменный прибор, с которого и началось наше размышление... Изучив иконографию Наполеона, мы приходим к выводу, что более всего эта фигурка отсылает нас к отнюдь не парадным картинам Верещагина "Дурные вести из Франции" и Делароша "Наполеон в Фонтенбло": на них император изображен побежденным, низвергнутым. Позади - легендарные битвы и невероятная карьера, впереди - ссылка на остров Святой Елены...

Василий Верещагин. «На этапе. Дурные вести из Франции». 1887-1895 гг.
Василий Верещагин. «На этапе. Дурные вести из Франции». 1887-1895 гг.
Поль Деларош. «Наполеон после отречения в Фонтенбло». 1840 г.
Поль Деларош. «Наполеон после отречения в Фонтенбло». 1840 г.