Все вы наверное слышали пословицу: не дай вам бог жить в эпоху перемен. Она верна не только для людей, но и для машин. Если вам довелось бывать в музее ижевского автозавода вы наверняка видели очень интересный прототип советского минивэна ИЖ-042. Если не были, то я вам о нем сейчас расскажу и покажу.
Этой машине, которая действительно могла стать очень хорошей отечественной заменой импортным японским и европейским микроавтобусам, не повезло родиться в 1990 году.
В это время в СССР было модно придумывать многофункциональные машины. Я совсем недавно рассказывал вам о подобном ЛуАЗе. Здесь реализовали похожий принцип, на несущий каркас можно было цеплять быстросъемные панели. Это позволяло достаточно быстро сделать из автомобиля самые разные модели. Нужен грузовик, пожалуйста. Нужна полностью пассажирская машина, получите. На шасси можно было установить всевозможные надстройки.
Интересный дизайн автомобиля это заслуга Алексея Палагина, а непосредственно за разработкой автомобиля следил зам главного конструктора Кондрашкин Александр. Да и сам главный тоже в создании поучаствовал.
Автомобиль получился очень легким. Всего 1100 кг. За основу силовых агрегатов взяли узлы от уже имеющихся серийных автомобилей ИЖ-2126 и ИЖ-2717. От последнего прототипу досталась зависимая задняя подвеска на рессорах. Для наших дорог решение очень даже разумное. Тем более, что народ наш любит нагружать автомобили под завязку. Движок на ИЖ-042 поставили бензиновый на 1.8 литра. Мощность его равнялась 99 лошадиных силы. Коробка передач пятиступенчатая.
Над салоном особо не колдовали. В целом это что-то между Одой и Самарой. Причем руль похоже действительно взяли от ВАЗ-2108. Возможно вы обратили внимание на ручку коробки передач и узнали деталь от Лады Гранты. Но это можно сказать новодел. Ее сюда прицепили во время реставрации.
Полностью прототип был готов к 1991 году. Но развал страны перечеркнул будущее перспективного автомобиля, который мог бы потягаться с Митсубиси и Судзуки. Требовались еще немалые вложения для доводки и подготовки к серийному производству, а взять их было уже не откуда. А тут еще умудрились потерять уже готовый прототип. Время было такое.
Обнаружили его через 5 лет. Покрытая грязью, пылью и ржавчиной машина уже была частично кем-то выпотрошена. Пришлось все восстанавливать. Тогда-то и появилась ручка от Лады Гранты. Приведенная в надлежащий вид разработка ижевского завода, заняла свое место в музее предприятия, где вы можете и сейчас с ней ознакомиться.
Жаль конечно, что не суждено было реализоваться такому интересному проекту. Не хватает нам своих, родных минивэнов...