Найти тему
Жизнь советского человека

Вертолёт в облаке снега пошёл вперёд на брюхе. Испытания на прочность для тех, кто выполнил приказ нерадивого командира

В ноябре 1986 года под Джелалабадом два экипажа Ми-24, отставшие от основной группы при возвращении с задания, были сбиты ракетами ПЗРК. Одна пара, выпрыгнув с парашютами, погибла от винтов своего же падающего вертолёта. Ведомые сумели посадить горящую машину и оборонялись, пока не прибыла помощь. И погибшие, и живые были представлены к орденам Красной Звезды и Красного Знамени.

Вертолётчики ОБВП
Вертолётчики ОБВП

Проанализировав ситуацию, командир 335 отдельного боевого вертолётного полка (ОБВП) потребовал от вертолётчиков постоянно менять тактику действия и маршруты полётов. Летать разными путями, «да хоть бы и здесь». Для примера он риторически ткнул указкой в карту, попав на гору высотой в 4000 м. Присутствующие поняли, что это был случайный жест. Но как позднее оказалось, некоторые восприняли «указание» буквально.

Один из заместителей комэска ко всеобщему удивлению уже на следующий день повёл свою ведомую группу именно над этой вершиной.

Шли два Ми-8 и два Ми-24. Всё могло бы пройти нормально, но ведущий всегда летал только на Ми-8 и не учёл того, что Ми-24 полностью заправленный, с неизрасходованным боекомплектом набирает высоту значительно медленнее транспортника.

Лётчики же, будучи уверены в боевом опыте ведущего, пошли непосредственно за ним над снежной вершиной. Дальше крайний ведомый почти брюхом «поехал» по снегу на высоте 4 километров. Решив, что остальные также «присели» на вершине, он выключил двигатели и вышел из вертолёта. Тут же провалившись по шею в снег, командир в ужасе увидел, что вертолёт на половину фюзеляжа утонул в снегу.

С трудом забравшись обратно, он вопросил ведущего, где сидит тот? Оказалось, что все кроме него вершину уже миновали.

Ми-24, Афганистан
Ми-24, Афганистан

Теперь оставалось только выбираться самим. Но для советских профессионалов ничего невозможного не было. Невзирая на теоретическую невозможность запустить газотурбинные двигатели на такой высоте, старания экипажа и особенно борттехника привели к нужному результату.

Но это было ещё не всё. Не хватало мощности для взлёта. Тут «покумекали» офицеры – сбросили в снег бомбы и ракеты в положении «невзрыв» и выработали часть топлива. После этого командир отжал ручку от себя, увеличив мощность до максимальной. Набирая скорость, вертолёт в облаке снега пошёл вперёд, как глиссер – на брюхе. И взлетел с вершины с убранными шасси.

Посадка на аэродроме тоже не обошлась без эксцессов. Покорёженное на вершине шасси не желало выходить, и техники выбивали его ломами, пока вертолёт на минимальной высоте висел над полосой.

Ещё один вертолётчик из ЗЗ5 ОБВП, Джелалабад
Ещё один вертолётчик из ЗЗ5 ОБВП, Джелалабад

Заместителя комэска, который устроил экипажу такую проверку на прочность, понизили в должности. Офицеры вспоминали эту историю и «на гражданке», как пример того, какие проблемы лётчикам может создать отчаянное желание их командира выслужиться.

Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.