Найти тему

ПАМЯТНИК ПЕРВОМУ ТРАКТОРУ В СЕЛЕ ЖУТОВО-1

«Этот трактор Владимирского тракторного завода, первенец отечественного машиностроения, установлен он на постамент в центре села Жутово-1, в дни празднования 50-летия колхоза «Верный путь» Волгоградской области.

Эта сохранившаяся машина одна из многих, которые в недавнем прошлом исправно работали на полях хозяйства. Теперь это памятная реликвия. Долгие годы на этом тракторе работал один из старейших механизаторов хозяйства Н.Г. Смирнов.

В постаменте памятника заложена капсула с письмом к потомкам, которая будет вскрыта в 100-летнюю годовщину со дня образования колхоза». (Из газеты «Путь Октября» 1979г.)

-2

Немного из истории. Колхоз «Верный путь» образован в 1929 году. В колхозе было 80 волов, 30 лошадей, 8 верблюдов, 16 плугов, 8 косилок, 2 молотилки, 5 сноповязок, один локомобиль и 340 рублей в колхозной кассе. В первые годы своего существования колхоз собирал по 3-5 центнеров зерна с гектара, продавал государству 500 центнеров хлеба. В 1930 году в колхозе «Верный путь» было 2 трактора «Фардзон» Когда въезжал первый трактор в село, то все жители села сопровождали его до правления колхоза и удивлялись: как это он сам без быков едет.

Фото из газеты 1980 г. Трактор на постаменте около сельского ДК.
Фото из газеты 1980 г. Трактор на постаменте около сельского ДК.

В 1935 году колхоз купил автомашину – «Полуторку». В 1941 году началась Великая Отечественная война. Фашисты полностью уничтожили в селе производственные, культурно-бытовые и жилые дома, скот и орудия производства. В 1945 году, колхозники с большим старанием взялись за возрождение своего родного колхоза. После войны в колхозе оставалось: две коровы, лошадь, трактор, вол и несколько коров у колхозников, на них пахали колхозные поля.

В воспоминаниях о тех днях упоминается, что после войны в колхозе остался один трактор. Возможно, это он и есть. Так как я провел свое небольшое расследование и выяснил, что на постаменте стоит трактор не Владимирского завода, а трактор «Универсал-1».

Создан «Универсал» еще в начале 1930-х в Ленинграде на основе американского трактора Farmall F-20.

Ценность переделанной американской машины на советский лад заключалась в широком наборе функций для культивирования пропашных культур. Подсолнечник, кукуруза, хлопок, картофель, овощи, каучуконосы, табак, бахчевые культуры — все они требовали легкой и надежной в управлении сельхозмашины. Такой машиной стал «Универсал» — первый отечественный трактор для пропашных культур.

Советскую, максимально удешевленную, полностью металлическую версию американского прототипа освоили и выпускали с 1933 по 1940 год в Ленинграде на заводе «Красный Путиловец» (с 1934 года — Кировском заводе).

В разгар войны правительство приказало возобновить выпуск пропашных тракторов во Владимире. Поначалу — по документации и на основе узлов с Кировского завода.

Владимирскому тракторному досталась модель «Универсал-2». В отличие от «Универсала-1» он получил широко расставленные передние колеса, повышенный просвет и колею задних колес.

-4

На фото мы хорошо видим именно трактор «Универсал – 1», со спаренным одним передним колесом, а «Универсал-2» Владимирского завода имел два более широко расставленные колеса.

-5

Из выше прочитанного можно сделать вывод, что данному трактору более 80 лет.

ДРУЗЬЯ! НА МОЕМ КАНАЛЕ ВЫ НАЙДЕТЕ МНОГО ИСТОРИЧЕСКИХ ПУБЛИКАЦИЙ, ПОЭТОМУ ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ЭТОТ КАНАЛ, ОСТАВЛЯЙТЕ СВОИ КОММЕНТАРИИ, СТАВЬТЕ КЛАСС.