«Этот трактор Владимирского тракторного завода, первенец отечественного машиностроения, установлен он на постамент в центре села Жутово-1, в дни празднования 50-летия колхоза «Верный путь» Волгоградской области.
Эта сохранившаяся машина одна из многих, которые в недавнем прошлом исправно работали на полях хозяйства. Теперь это памятная реликвия. Долгие годы на этом тракторе работал один из старейших механизаторов хозяйства Н.Г. Смирнов.
В постаменте памятника заложена капсула с письмом к потомкам, которая будет вскрыта в 100-летнюю годовщину со дня образования колхоза». (Из газеты «Путь Октября» 1979г.)
Немного из истории. Колхоз «Верный путь» образован в 1929 году. В колхозе было 80 волов, 30 лошадей, 8 верблюдов, 16 плугов, 8 косилок, 2 молотилки, 5 сноповязок, один локомобиль и 340 рублей в колхозной кассе. В первые годы своего существования колхоз собирал по 3-5 центнеров зерна с гектара, продавал государству 500 центнеров хлеба. В 1930 году в колхозе «Верный путь» было 2 трактора «Фардзон» Когда въезжал первый трактор в село, то все жители села сопровождали его до правления колхоза и удивлялись: как это он сам без быков едет.
В 1935 году колхоз купил автомашину – «Полуторку». В 1941 году началась Великая Отечественная война. Фашисты полностью уничтожили в селе производственные, культурно-бытовые и жилые дома, скот и орудия производства. В 1945 году, колхозники с большим старанием взялись за возрождение своего родного колхоза. После войны в колхозе оставалось: две коровы, лошадь, трактор, вол и несколько коров у колхозников, на них пахали колхозные поля.
В воспоминаниях о тех днях упоминается, что после войны в колхозе остался один трактор. Возможно, это он и есть. Так как я провел свое небольшое расследование и выяснил, что на постаменте стоит трактор не Владимирского завода, а трактор «Универсал-1».
Создан «Универсал» еще в начале 1930-х в Ленинграде на основе американского трактора Farmall F-20.
Ценность переделанной американской машины на советский лад заключалась в широком наборе функций для культивирования пропашных культур. Подсолнечник, кукуруза, хлопок, картофель, овощи, каучуконосы, табак, бахчевые культуры — все они требовали легкой и надежной в управлении сельхозмашины. Такой машиной стал «Универсал» — первый отечественный трактор для пропашных культур.
Советскую, максимально удешевленную, полностью металлическую версию американского прототипа освоили и выпускали с 1933 по 1940 год в Ленинграде на заводе «Красный Путиловец» (с 1934 года — Кировском заводе).
В разгар войны правительство приказало возобновить выпуск пропашных тракторов во Владимире. Поначалу — по документации и на основе узлов с Кировского завода.
Владимирскому тракторному досталась модель «Универсал-2». В отличие от «Универсала-1» он получил широко расставленные передние колеса, повышенный просвет и колею задних колес.
На фото мы хорошо видим именно трактор «Универсал – 1», со спаренным одним передним колесом, а «Универсал-2» Владимирского завода имел два более широко расставленные колеса.
Из выше прочитанного можно сделать вывод, что данному трактору более 80 лет.
ДРУЗЬЯ! НА МОЕМ КАНАЛЕ ВЫ НАЙДЕТЕ МНОГО ИСТОРИЧЕСКИХ ПУБЛИКАЦИЙ, ПОЭТОМУ ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ЭТОТ КАНАЛ, ОСТАВЛЯЙТЕ СВОИ КОММЕНТАРИИ, СТАВЬТЕ КЛАСС.