Возрождение ушедших в историю марок автомобилей не только в нашей стране, но и даже в странах с более развитой автоиндустрией всегда было наитруднейшей задачей, с которой мало кто справлялся. Не справилась с возрождением «Волги» Группа ГАЗ, китайцы не смогли возродить некогда хорошо известную немецкую марку Borgward. Можно привести еще множество других примеров. Будет ли успешна попытка возродить отечественный «Москвич», которая происходит на наших глазах?
Так часто происходит в автоиндустрии, что выверенные и казалось бы обреченные на рыночную удачу проекты в конце концов оказывались провалены. Ближайший пример такой неудачи – возрождение «Волги», а точнее Volga Siber. Напомним, на мощностях ГАЗа была сделана попытка переноса выпуска седанов Chrysler Serbing под названием Volga Siber на российскую почву. Планировалось, что ежегодный выпуск составит 100 000 автомобилей.
В цехе постройки 1946 года в 2000 году запустили последнюю «Волгу» ГАЗ-3111, которая разошлась тиражом… 424 экземпляра. Стало понятно, что отечественные разработки исчерпали свой потенциал. В 2008 году здесь начался проект Volga Siber, оказавшийся несколько более удачным, поскольку этот автомобиль размерного класса D уже удалось выпустить в количестве 8 933 штуки. Сборочный конвейер перевезли с северо-американского завода Chrysler. Роботы для сварки позже приспособили уже для выпуска моделей Volkswagen. Впрочем, этот проект хронологически попал в очень неудачный период для российского автомобильного рынка, а именно в кризис 2009 года. Тогда авторынок упал вдвое. Но уже через год начал быстро восстанавливаться. Правда, проект новой «Волги» с американскими корнями уже приказал долго жить. Его не спасли ни умеренные цены (650 тыс.руб.), ни госзаказ.
А вот теперь на очереди возрождение «Москвича». И почему-то заранее уже точит червь сомнения. Как известно, еще в период, когда владельцем завода на Сукином болоте был французский автопроизводитель Renault, топ-менеджмент компании вынашивал планы перевода производства из Москвы в Тольятти. Причина в том, что финансовая составляющая автосборочного производства в столице с высокой ценой на землю, дорогой коммуналкой, логистикой и рабочей силой, сомнительна. Поэтому, французский автопроизводитель, когда уходил из России в мае 2022 года, прописали в договоре опцион на обратный выкуп своей доли АвтоВАЗа. А вот московский завод «Рено Россия» им в перспективе оказался не нужен. Поэтому с легким сердцем они его продали московскому правительству. И это необходимо считать одной из групп рисков.
Теперь за этот комплекс завода МАЗ «Москвич» (бывш.»Рено Россия») ответственность «висит на плечах» собянинской команды. Наш канал рассказывал о модельной линейке перспективных автомобилей «Москвич». Но вот что интересно. У московского правительства есть план по глубокой локализации этих лицензионных моделей. Заместитель мэра по транспортному комплексу Максим Ликсутов в конце ноября даже обмолвился информацией, мол, локализация «Москвичей» будет не ниже, а даже выше, недели у производимых ранее здесь кроссоверов Renault.
«Каждый год — максимальная локализация компонентов», — подчеркнул Ликсутов.
Сегодня автомобили «Москвич 3» собирают на временной сборочной линии. Правда, таковой ее можно назвать с натяжкой. В марте следующего года производственный процесс перенесут на главный конвейер, который сегодня остановлен.
Сейчас идет подготовка CKD-производства (его еще называют полный цикл со сваркой и окраской кузова). Фактически, если вспомнить новейшую историю российского автопрома, требование такого полного цикла относилось ко второй половине нулевых годов, когда с рядом зарубежных автопроизводителей подписывались соглашения о «промсборке-1». Напомним, что локализация в этом случае составляла порядка 30%.
Также одновременно идет поиск локальных поставщиков для МАЗ «Москвич». Максим Ликсутов рассказал, что панели кузовов будут отечественными, также отечественной станет резина для комплектации на конвейер.
Но самая важная информация - техническая команда, которая ранее работала в московском офисе Рено Россия перешла в «Москвич». А у нее есть бесценный опыт создания собственных моделей. Напомним, кроссовер Renault Arkana, в свое время создали в России фактически «с нуля». Правда, тогда эти специалисты могли опираться на компетенции французского автопроизводителя и значительные инвестиции. Напомним, в проект Arkana французы вложили 3 млрд руб.
Ранее было объявлено, что инвестиции в завод «Москвич» составят 5 млрд руб., или $80 млн по текущему курсу ЦБ. Для сравнения, постановка на конвейер нового поколения Renault Duster два года назад обошлась французскому автопроизводителю в 15 млн евро. Куда входила модернизация автоматизированной сварки боковин кузова с 15 сварочными роботами, а также четырех роботов-переносчиков, которые транспортировали детали и материалы, и двух роботов, ответственных за смену оснастки кузова.
В принципе, в перспективе МАЗ «Москвич» и курирующий его КАМАЗ планируют через пару лет отказаться от лицензионных моделей и перейти на собственные разработки автомобилей на оригинальной российской платформе с высокой степенью локализации. Это, конечно, слишком оптимистическая цель, даже при наличии команды.
Уважаемые читатели! Как вы думаете, станет ли МАЗ Москвич самостоятельным автопроизводителем со своей собственно разработанной автомобильной платформой? Пишите в комментариях
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz