Дедовский способ выбраться на Жигулях или Волге из снежного или ледяного хорошо известен: надо подтянуть стояночный тормоз. При этом буксующее колесо обретает сопротивление, на нем появляется крутящий момент, а дифференциал тут же сообщает его неподвижному колесу, которое начинает вращаться, помогая выбраться из западни. Второй неубиваемый временем прием – приспустить шины. Давление на грунт снизится, площадь контакта повысится – в общем, появляется шанс выбраться.
Впрочем, подобные советы – из категории бесплатных. А за более серьезные способы повышения проходимости все-таки придется доплачивать. Что, к примеру, делать, когда колеса уже утонули в снегу так, что никакой ручник не поможет? Банальные приемы известны: под колеса надо подложить все, что подвернется под руку, — доски, ветки и остальное. Но более цивилизованный прием – это автомобильные траки, они же антибуксы. Иногда их же называют сэнд-траками, но суть от этого не меняется. Речь – о профилированных пластинах из алюминия, стали или пластика — вариантов исполнения много. Пользоваться такими траками несложно: достаточно подпихнуть изделие под закопавшееся ведущее колесо по направлению движения машины. Кстати, такие изделия универсальны, поскольку не привязаны к марке автомобиля.
Более серьезные средства – это автомобильные цепи противоскольжения. Они состоят из продольных тросов, соединяемых между собой звеньями. Срок эксплуатации цепей априори выше, чем, скажем, у ремней или браслетов – о них скажем чуть позже. Цепи не универсальны — их надо подбирать именно под ваш автомобиль. И если вы поменяете машину, то вполне возможно, что и с ранее купленными цепями придется попрощаться.
Существуют еще так называемые грязевые цепочки. С ними не страшны ни лед, ни снег, ни глина, ни песок. У них нет механизма самонатяжения, у них нечему засоряться, при этом они дешевле «снежных». Кстати, после установки грязевых цепей желательно выйти из машины буквально через десяток метров и дотянуть цепочку.
Дальние родственники цепей — так называемые композитные цепи. Иногда их называют сетками из-за характерного рисунка протекторной части. Они подходят для коротких заснеженных участков дороги: все-таки это не ахти какая надежная вещица. Впрочем, если у автомобиля дорогие легкосплавные колеса, то повредить их цепями гораздо проще, чем сетками.
Самое популярное решение – это браслеты на колеса. Фактически это цепь, распиленная на куски. На каждое колесо их надевают по 3–4 штуки, хотя порой достаточно и одного-единственного, чтобы выкарабкаться из снежной ловушки. Браслеты можно монтировать как заранее, так и уже «после того» — хотя последнее, конечно, тяжелее. Чем больше браслетов на колесе, тем лучше. Изнашиваются они сильнее, чем классическая цепь. На особую плавность хода с браслетами надеяться не стоит, зато в снегу они гребут уверенно.
Ремни на колеса — это, как и браслеты, тоже младшие братья цепей. Обычно их делают из какой-то синтетики — чаще всего из полиуретана. Бывают и пластиковые изделия с металлическими грунтозацепами — вариантов исполнения довольно много. Отдельные изготовители используют термин «накладка» — на мой взгляд, это практически тот же пластиковый аксессуар, имеющий иной внешний вид. Но в любом случае от цепей и браслетов их отличает меньшая прочность.
Конечно, каждый водитель должен представлять, по каким дорогам ему придется ездить, а потому выбирает свои способы «спасения». Городскому жителю цепи ни к чему – если, конечно, он не собрался куда-то в Альпы: туда без цепей просто не пустят. Но дачнику, который хотя бы часть пути проходит вне асфальта, те же сэнд-траки в багажнике точно не помешают.
Что еще почитать:
Как выбраться из снега без посторонней помощи