Найти в Дзене

Как в яйце оказался паровоз

Один из наших подписчиков попросил меня рассказать про миниатюрный поезд из яйца Фаберже. Специально ради этого сходил в Оружейную палату московского Кремля. И увидел там такое.

Знакомьтесь – яйцо Фаберже «Транссибирская магистраль» или его ещё называют «Сибирский поезд». Было изготовлено в 1900 году в честь открытия Транссибирской магистрали с выгравированной картой Российской Империи, внутри которого миниатюрный механический паровоз с пятью такими же миниатюрными вагонами. Состав можно было завести и привести в движение при помощи ключика, прилагаемому к миниатюрному поезду. После игры поезд складывался втрое и убирался обратно в яйцо.

Как рассказал мне аудиогид, серия пасхальных яиц Карла Фаберже создавалась в период с 1885 по 1917 год по заказу дома Романовых и прочих богатых частных покупателей. Первое яйцо Фаберже «Курочка» было заказано императором Александром III как пасхальный сюрприз для его жены Марии Фёдоровны.

Первое яйцо из коллекции яиц Фаберже "Курочка", подаренное императором Александром III своей жене Марии Фёдоровне
Первое яйцо из коллекции яиц Фаберже "Курочка", подаренное императором Александром III своей жене Марии Фёдоровне

Императрица была так очарована подарком, что император Александр III стал дарить своей жене по новому яйцу с уникальным оформлением и сюрпризом внутри (так вот откуда появилась идея киндер-сюрприза). Традицию перенял Николай II, который каждую весну дарил уже по два яйца — одно своей матери Марии Фёдоровне, второе своей жене — Александре Фёдоровне. Всего для дома Романовых было создано 51 яйцо, 52-е оказалось незаконченным из-за начавшейся революции в России. Среди императорской коллекции яиц Фаберже яйцо «Транссибирская магистраль» единственное яйцо с механическим приводом для движения поезда, который позволял проехать поезду примерно один метр.

Но у меня в голове постоянно крутился вопрос о том по какому протопопу был создан миниатюрный поезд.

Я решил разобраться

Первым делом обратил внимание на вагоны. Первые четыре пассажирских вагончика идентичны друг другу. Разница была только в надписях, выгравированных на их миниатюрных кузовах (если такое слово вообще применимо по отношению к модели). На первом вагончике выгравирована надпись «Прямое Сибирское сообщение». На втором вагончике «Для дам». На третьем и четвёртом - «Для курящих» и «Для некурящих» соответственно. Вполне стандартная практика разделения пассажирских вагонов для эпохи XIX - начала XX веков.

Один из четырёх вагончиков миниатюрного поезда с гравировкой "Для дам" из яйца Фаберже "Транссибирская магистраль"
Один из четырёх вагончиков миниатюрного поезда с гравировкой "Для дам" из яйца Фаберже "Транссибирская магистраль"

Пятый вагончик - церковь с миниатюрным православным крестом. Если у четырёх первых вагончиков вполне узнаются очертания стандартных пассажирских вагонов той эпохи, то пятый вагон-церковь явно среди них выделяется.

Вагон-церковь миниатюрного поезда из яйца Фаберже "Транссибирская магистраль"
Вагон-церковь миниатюрного поезда из яйца Фаберже "Транссибирская магистраль"

Собственно вагон-церковь и в особенности паровоз, который был сделан с механическим приводом, никак мне не давали покоя.

Модель паровоза из яйца Фаберже "Транссибирская магистраль"
Модель паровоза из яйца Фаберже "Транссибирская магистраль"

Придя домой, мне довольно быстро удалось найти информацию про вагон-церковь. Настоящий прототип вагона-церкви, был построен на Путиловском (ныне Кировском) заводе в Санкт-Петербурге в 1896 году в единственном экземпляре.

Настоящий прототип модели вагона-церкви
Настоящий прототип модели вагона-церкви

Снаружи вагон отличался от других вагонов тех лет (можно увидеть по фото), а его внутреннее убранство поражало своей роскошной отделкой.

Внутренний интерьер вагона-церкви (фото из открытых источников)
Внутренний интерьер вагона-церкви (фото из открытых источников)

Теперь сравним вагон-церковь из яйца Фаберже и его настоящий прототип. Вроде бы сходство есть. Значит есть большая вероятность, что и у модели паровоза из яйца Фаберже тоже имеется свой собственный прототип.

Так есть прототип у модели паровоза или нет?

Однозначного ответа мне никто не дал. Даже те производители, что делают в наши дни копию яйца Транссибирской магистрали не могут толком сказать о прототипе настоящего паровоза, по мотивам которого создаются их копии модели. Поэтому информацию пришлось додумывать на основе имеющихся фактов.

Итак, что мы имеем. Во-первых, не могли такую культовую вещь как яйцо Фаберже сделать как Бог на душу положит, да ещё и по такому важному событию как открытие Транссибирской магистрали! Во-вторых, если оригинал яйца Фаберже «Транссибирская магистраль» был создан к открытию Транссиба в 1900 году, то логично предположить, что по нему должен был пройти первый поезд, в котором вероятнее всего и был вцеплен тот самый вагон-церковь.

Поэтому с этой целью решил посмотреть информацию в книге В.А.Ракова о паровозах, строившихся в период с 1881 до 1917 года. И что бы вы думали? Один такой паровоз по чертежам и фотографиям подходит под очертания модели паровоза из яйца Фаберже. Это паровоз серии Г.

Паровоз серии Г - предполагаемый прототип модели паровоза из яйца Фаберже "Транссибирская магистраль" (фото из книги В.А. Ракова "Локомотивы отечественных железных дорог 1845-1955")
Паровоз серии Г - предполагаемый прототип модели паровоза из яйца Фаберже "Транссибирская магистраль" (фото из книги В.А. Ракова "Локомотивы отечественных железных дорог 1845-1955")

Такие паровозы действительно некоторое время ходили по Китайско-Восточной железной дороге. А попасть на КВЖД можно лишь через Транссиб. Только вот выпускаться такие паровозы начали с 1901 года. А яйцо Фаберже «Транссибирская магистраль» было изготовлено в 1900 году. Что вы думаете по этому поводу – пишите в комментариях.

-9