Найти тему
5 Колесо

«Что русскому хорошо, немцу — смерть»: обзор полуприцепа «Тонар»

Первый опыт МЗ «Тонар» в постройке полуприцепа для перевозки листового стекла и панелей датирован 2014 годом. По воспоминаниям гендиректора предприятия Дениса Кривцова, тогда перспективную модель «Тонар-9987» создали на трехосном шасси немецкого производства с независимой подвеской одиночных колес Tridec. Однако не зря говорят: то, что русскому хорошо, немцу — смерть! Нежная подвеска Made in Germany не выдержала испытания нашими дорогами и начала ломаться. Устранить проблему силами немецких инженеров-конструкторов не удалось, и проект отложили до поры до времени.

   «Что русскому хорошо, немцу — смерть»: обзор полуприцепа «Тонар»
«Что русскому хорошо, немцу — смерть»: обзор полуприцепа «Тонар»

Актуальность постройки отечественных трех- и четырехосных полуприцепов для транспортировки листового стекла возникла после введения утилизационного сбора в 2020 году. Особенно она обострилась весной 2022 года после ухода с российского рынка европейских брендов, когда продукция Faymonville, Langendorf, Orthaus и других иностранных фирм стала недоступна отечественным перевозчикам. Между тем один современный стекловоз/панелевоз способен заменить пять полуприцепов старого типа с центральной хребтовой фермой.

   «Что русскому хорошо, немцу — смерть»: обзор полуприцепа «Тонар»
«Что русскому хорошо, немцу — смерть»: обзор полуприцепа «Тонар»

Почему? Особенность инлоудера — так называют специальные полуприцепы для перевозки крупного листового материала большого размера — быстрая погрузка и разгрузка. Если груз как следует подготовлен, то для его принятия на борт или для выгрузки требуется всего несколько минут. Важно, что с загрузкой и разгрузкой полуприцепа водитель может справиться самостоятельно, не отрывая коллег от работы.

Новинка 2023 модельного года разработана главным конструктором Павлом Жмулиным и конструктором Сергеем Степаненко. Она получила прибавку к индексу в виде одной цифры, но по сравнению с опытом восьмилетней давности это совершенно другая история. И дело не только в изменившейся габаритной длине, уменьшении веса, добавлении еще одной оси и существенно повышенной грузоподъемности. Новинка создана без расчета на поставки импортных комплектующих. За аналог взяли восьмилетний бельгийский стекловоз Faymonville с доработками, накладками в местах усиления. Попытались сделать проще, например отказались от лишних клапанов. В итоге четырехосный стекловоз весит 9,5 тонны, а трехосный будет весить 8,3–8,5 т. Есть программа испытаний как порожнего полуприцепа, так и с максимальной нагрузкой. Потом образец сдадут в аренду транспортной компании на ресурсные испытания сроком минимум 6 месяцев. Продукция станет серийной только после работы над ошибками.

   «Что русскому хорошо, немцу — смерть»: обзор полуприцепа «Тонар»
«Что русскому хорошо, немцу — смерть»: обзор полуприцепа «Тонар»

В принципе, изобретать велосипед при проектировании «Тонара-99871» не пришлось. В конструкции по-прежнему нет осевых балок: все колеса имеют независимую пневматическую подвеску с минимальным дорожным просветом 315 мм. Колеса первой и четвертой оси подъемные, с механизмом ручной фиксации в поднятом положении (в серии подъемная только первая ось, подъемная четвертая — это опция). От электроники сразу отказались, поскольку на эти грабли наступали при создании первого стекловоза: грязь, влага, перепады температур и неровности дорог быстро приводят такие системы в негодность.

Каждое колесо крепится к П-образной раме с помощью рычажной подвески. Каждый из шести колесных модулей (включает упругий элемент и направляющее устройство) крепится по отдельности к П-образной раме полуприцепа, чтобы внутри него на уровне колес оставалось свободное пространство для размещения груза на сменной платформе. И эта платформа не что иное, как возвратная палета, которую используют в качестве обменной тары. Длина грузового пространства «Тонара-9987» составляет 9,5 м при габаритной длине транспортного средства 11,4 м.

   «Что русскому хорошо, немцу — смерть»: обзор полуприцепа «Тонар»
«Что русскому хорошо, немцу — смерть»: обзор полуприцепа «Тонар»

На алюминиевых дисках смонтированы китайские шины Ovation VI-022 размерностью 385/65R22.5. Они имеют индекс нагрузки 160 (до 4500 кг) и индекс скорости K (до 110 км/ч). Перевозимый груз фиксируется боковыми гидравлическими зажимами, исключающими поперечные смещения во время движения. Продумана и плита седельно-сцепного устройства: благодаря двум гидроцилиндрам ее можно установить на нужный уровень в диапазоне от 1100 до 1250 мм. Это позволит использовать двух- и трехосные отечественные и импортные тягачи с колесной формулой 4х2, 6х2 и 6х4 с разной высотой седельно-сцепного устройства.

Технические характеристики «Тонар-99871»

Габариты (длина / ширина / высота) 11 380 х 2550 х 3930 мм Снаряженная масса 9500 кг Масса перевозимого груза 31 500 кг Нагрузка на ССУ 10 006 кг Нагрузка на колесную тележку 30 800 кг Межосевое расстояние 1410 мм Оси «Тонар» Подвеска независимая, пневматическая Дорожный просвет 315 мм Размерность шин 385/65R22.5 Конкуренты Faymonville, Langendorf