Найти тему

Что я увидел на Волжском комбайновом заводе и какие выяснил нюансы?

Друзья, я уже рассказывал о своей поездке в Чебоксары, в ходе которой посетил три машиностроительных предприятия, среди них – Волжский комбайновый завод. Его созданию в середине 2010-х годов предшествовал перенос производства комбайнов "Енисей" с Красноярского завода комбайнов и гусеничных тракторов АГРОМАШ 90ТГ (экс-ДТ-75), прежде выпускавшихся на Волгоградском тракторном заводе. В настоящее время "Волжский комбайновый завод" все также производит тракторы 3 тягового класса АГРОМАШ 90ТГ, занимается разработкой, испытаниями и подготовкой производства перспективной техники – гусеничных тракторов АГРОМАШ-Руслан и АГРОМАШ 180ТГ, а также готовит производство колесных тракторов класса 1.4 в рамках СПИК 2.0, но обо всем по порядку.

Наверно не открою большого секрета, если скажу, что производственная цепочка "Волжского комбайнового завода" ("ВКЗ") максимально интегрирована в состав "Промтрактора". Здесь в одних и тех же цехах сваривают металлоконструкции, обрабатывают детали, собирают трансмиссии, делают кабины и выполняют финальную сборку тракторов. Единственное, особняком стоит цех "ВКЗ", но это опять же на территории чебоксарского тракторного, как, кстати, и завод "Промлит" (бывший литейный цех ЧЗПТ), который снабжает литьем оба этих предприятия.

Почему я вдруг решил посетить "Волжский комбайновый завод"? Как оказалось в нынешнем году это предприятие в разы нарастило объемы производства тракторов АГРОМАШ 90ТГ. Возник резонный вопрос – в связи с чем? Прежде их выпуск был невелик – всего 4 штуки в месяц, а сейчас свыше 20 машин. В общей сложности к концу 2022 года завод намерен отгрузить потребителям более 200 тракторов. В ближайших планах – выйти на темп производства от 30 единиц в месяц и достигнуть планки в 400 тракторов в год.

Обрабатывающие центры Doosan на "Промтракторе" в основном используют для обработки корпусных деталей трансмиссии тракторов АГРОМАШ
Обрабатывающие центры Doosan на "Промтракторе" в основном используют для обработки корпусных деталей трансмиссии тракторов АГРОМАШ

С чего вдруг такой взрывной рост? На это повлияли разные факторы: стабилизация работы "Тракторных заводов", улучшение финансового состояния предприятия, модернизация производства, оптимизация технологических потоков. Кроме того, ощутимую поддержку оказало государство, введя запрет на закупки импортных товаров для государственных и муниципальных нужд. Тракторы АГРОМАШ соответствуют постановлению правительства РФ № 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации". Степень локализации составляет более 97%.

Участок сборки трансмиссий тракторов АГРОМАШ, по соседству расположен участок сборки трансмиссий тракторов ЧЕТРА
Участок сборки трансмиссий тракторов АГРОМАШ, по соседству расположен участок сборки трансмиссий тракторов ЧЕТРА

Как отмечают на предприятии, модель АГРОМАШ 90ТГ пользуется хорошим спросом. Современную версию легендарного ДТ-75 сравнивают с автоматом Калашникова – простой и надежный, к тому же обладающий высокой ремонтопригодностью и доступный по цене. Эта машина применяется в сельском хозяйстве, строительстве, коммунальной сфере, мелиорации, лесном хозяйстве и т.д.

АГРОМАШ 90ТГ отличает от ДТ-75 не только более вместительная и комфортабельная кабина и новый стеклопластиковый капот, но и ряд технических усовершенствований. В частности, у него отсутствуют педали управления остановочными тормозами, чтобы изменить направление движения используются только рычаги. Если переместить рычаг на 30-40% – трактор делает плавный поворот, при дальнейшем перемещении рычага вступают в работу остановочные тормоза и трактор круто поворачивает за счет полного блокирования одной из гусениц. Конструкцией предусмотрены пневмоусилители остановочных тормозов, тормозов механизма поворота и главной муфты сцепления, благодаря чему прилагаемые усилия существенно меньше, чем на ДТ-75.

По словам заводских специалистов, на АГРОМАШ 90ТГ могли бы даже применить управление с рулевым колесом вместо рычагов, как это делают на современных импортных гусеничных тракторах, однако такой шаг неизбежно приведет к повышению себестоимости, а это не вписывается в концепцию бюджетной модели.

На АГРОМАШ 90ТГ устанавливают два типа дизельных двигателей: алтайский А-41СИ-02 объемом 7,43 л мощностью 100 л.с.и минский Д-245.5S2 объемом 4,75 л мощностью 91 л.с. Как мне сказали на заводе, чаще ставят алтайские – примерно на 60-70% выпускаемых тракторов. Выбор мотора определяется предпочтениями заказчика, поскольку каждый трактор делается под заказ.

Также, исходя из пожеланий покупателей, применяется та или иная комплектация, а их на предприятии более 20: с задним навесным устройством, на стандартных либо широких гусеницах, с тягово-сцепным устройством, с передними балластными грузами, с ходоуменьшителем, с валом отбора мощности, с неповоротным или поворотным отвалом (кстати, большинство машин заказывают именно в бульдозерной модификации), с кондиционером и т.д.

Руководство "Волжского комбайнового завода" хоть и сравнивает трактор АГРОМАШ 90ТГ с автоматом Калашникова, однако на одной этой модели вряд ли уедешь в светлое будущее. А потому готовится к выпуску новая разработка – АГРОМАШ-Руслан. Это, конечно же, не замена модернизированному ДТ-75, а машина совершенно другого порядка – более мощная и тяжелая (вес 14,7 т против 7 т), относящаяся к 6 тяговому классу. Его ключевая особенность – треугольная форма гусеничного обвода. Как отмечают разработчики, такая компоновка дает возможность эксплуатировать трактор без балластирования, обеспечивая высокие тяговые усилия, навесоспособность и равномерное давление на почву. На тракторе применена гидросистема с современной системой EHR, обеспечивающая работу с прицепными, полунавесными и навесными сельхозорудиями. Управление поворотом выполняется рулевым колесом, а выносными секциями – джойстикам. Гидромеханическая КПП с электрогидравлической системой управления – собственного производства. До известных событий на АГРОМАШ-Руслан устанавливали 10,8-литровый дизель CumminsQSM11 мощностью 340 л.с., однако в текущей ситуации его придется заменить на другой доступный двигатель.

В настоящее время тракторы АГРОМАШ-Руслан проходят эксплуатационные испытания у потребителей – на Кубани и в Кирове. Их серийный выпуск планируется с 2023 года.

Помимо этого на испытаниях находится младший брат Руслана – АГРОМАШ 150ТГ с алтайским мотором Д-442-16 мощностью 150 л.с. Он также выполнен на гусеничном ходу с треугольным обводом и на резиноармированных гусеницах, как Руслан.

В планах на следующий год создать еще один трактор, концептуально схожий с Русланом, – АГРОМАШ 180ТГ, который займет промежуточное положение между АГРОМАШ-Руслан и АГРОМАШ 150ТГ.

А что с чебоксарскими комбайнами? Как развивается это направление? Несмотря на достаточно высокий спрос – портфель заказов на комбайны составляет порядка 230 машин – завод ограничен в производственных возможностях. Он может выпускать 5-7 машин в месяц с потенциалом дальнейшего роста до 500 комбайнов в год. Однако на данный момент основные производственные технологии по изготовлению комбайновой техники интегрированы в технологическую цепочку "Промтрактора". На сегодняшний день завод кратно увеличил производство промышленной продукции, в частности – гусеничных бульдозеров, в связи с чем было принято решение о временной приостановке выпуска комбайновой техники до момента технического перевооружения производства.

У "Волжского комбайнового завода" в линейке было две модели – АГРОМАШ 3000 3 класса и АГРОМАШ 4000 4 класса, представляющие собой модернизированные варианты красноярских машин. Обе модели предназначены для уборки зерновых, зернобобовых, крупяных культур, подсолнечника, семенников трав, сои, прямым и раздельным комбайнированием во всех зерносеющих зонах.

Основная масса комплектующих для комбайнов производилась в Чебоксарах. Двигатели в основном поставлял Алтайский моторный завод, который также входит в состав "Тракторных заводов": для АГРОМАШ 3000 – Д-442-59И, для АГРОМАШ 4000 – Д-3045КР. Кроме того на 4000-ю модель устанавливался ярославский ЯМЗ-236НЕ2-57. У белорусского "Гомсельмаша" приобретались передние мосты и выгрузной шнек.

Ну, и наконец, о колесных тракторах АГРОМАШ: будет ли продолжение? Напомню, что в 2010-х годах "Тракторные заводы" выпускали линейку колесных тракторов АГРОМАШ разной мощности – 30ТК, 50ТК, 60ТК и 85ТК. Первоначально их сборка осуществлялась на Владимирском моторо-тракторном заводе, а затем в Саранске на заводе "САРЭКС". Двигатели и трансмиссии для них делал ВМТЗ, кабины – "Промтрактор". Однако к концу прошлого десятилетия данный проект по ряду причин был закрыт, в том числе в связи с ликвидацией ВМТЗ.

В 2021 году история колесных тракторов АГРОМАШ получила продолжение в ином ключе. Волжский комбайновый завод при поддержке Правительства Чувашии победил в конкурсном отборе Минпромторга России на право заключения специального инвестиционного контракта (СПИК 2.0) по инвестиционному проекту "Создание производства тракторной техники на территории Российской Федерации в рамках современной технологии производства сельскохозяйственного трактора с мощностью двигателя 40-90 л.с.".

Первоначально партнером по данному проекту должна была стать итальянская компания SDF Group. Однако после начала СВО сотрудничество приостановилось. В настоящее время найден новый партнер из Индии – один из крупнейших производителей компактных тракторов.

Согласно СПИК завод обязан локализовать импортные тракторы и освоить полный цикл собственного производства, включая двигатель, передний мост, трансмиссию, кабину и т.д. Планируемый годовой выпуск – не менее 3000 машин, при этом мощности позволяют производить до 6000 тракторов. Кстати о мощностях. Производить колесные тракторы в планируется в Чебоксарах, на производственной площадке "Волжского комбайнового завода". Стоимость проекта оценивается более чем в 2 млрд рублей. Срок реализации – с 2021 по 2031 год. Благодаря реализации проекта будет создано от 500 до 700 новых рабочих мест.

Отмечу, в следующем году завод планирует сменить свое название на созвучное бренду АГРОМАШ. Следите за новостями!

Чтобы не пропустить публикации подписывайтесь на канал "Строительная техника и транспорт".

  • У меня есть одноименный канал на "Пульсе". Там можно найти мои старые Дзеновские публикации и новые статьи.
  • Также есть одноименный канал в ВК.