Друзья, я уже рассказывал о своей поездке в Чебоксары, в ходе которой посетил три машиностроительных предприятия, среди них – Волжский комбайновый завод. Его созданию в середине 2010-х годов предшествовал перенос производства комбайнов "Енисей" с Красноярского завода комбайнов и гусеничных тракторов АГРОМАШ 90ТГ (экс-ДТ-75), прежде выпускавшихся на Волгоградском тракторном заводе. В настоящее время "Волжский комбайновый завод" все также производит тракторы 3 тягового класса АГРОМАШ 90ТГ, занимается разработкой, испытаниями и подготовкой производства перспективной техники – гусеничных тракторов АГРОМАШ-Руслан и АГРОМАШ 180ТГ, а также готовит производство колесных тракторов класса 1.4 в рамках СПИК 2.0, но обо всем по порядку.
Наверно не открою большого секрета, если скажу, что производственная цепочка "Волжского комбайнового завода" ("ВКЗ") максимально интегрирована в состав "Промтрактора". Здесь в одних и тех же цехах сваривают металлоконструкции, обрабатывают детали, собирают трансмиссии, делают кабины и выполняют финальную сборку тракторов. Единственное, особняком стоит цех "ВКЗ", но это опять же на территории чебоксарского тракторного, как, кстати, и завод "Промлит" (бывший литейный цех ЧЗПТ), который снабжает литьем оба этих предприятия.
Почему я вдруг решил посетить "Волжский комбайновый завод"? Как оказалось в нынешнем году это предприятие в разы нарастило объемы производства тракторов АГРОМАШ 90ТГ. Возник резонный вопрос – в связи с чем? Прежде их выпуск был невелик – всего 4 штуки в месяц, а сейчас свыше 20 машин. В общей сложности к концу 2022 года завод намерен отгрузить потребителям более 200 тракторов. В ближайших планах – выйти на темп производства от 30 единиц в месяц и достигнуть планки в 400 тракторов в год.
С чего вдруг такой взрывной рост? На это повлияли разные факторы: стабилизация работы "Тракторных заводов", улучшение финансового состояния предприятия, модернизация производства, оптимизация технологических потоков. Кроме того, ощутимую поддержку оказало государство, введя запрет на закупки импортных товаров для государственных и муниципальных нужд. Тракторы АГРОМАШ соответствуют постановлению правительства РФ № 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации". Степень локализации составляет более 97%.
Как отмечают на предприятии, модель АГРОМАШ 90ТГ пользуется хорошим спросом. Современную версию легендарного ДТ-75 сравнивают с автоматом Калашникова – простой и надежный, к тому же обладающий высокой ремонтопригодностью и доступный по цене. Эта машина применяется в сельском хозяйстве, строительстве, коммунальной сфере, мелиорации, лесном хозяйстве и т.д.
АГРОМАШ 90ТГ отличает от ДТ-75 не только более вместительная и комфортабельная кабина и новый стеклопластиковый капот, но и ряд технических усовершенствований. В частности, у него отсутствуют педали управления остановочными тормозами, чтобы изменить направление движения используются только рычаги. Если переместить рычаг на 30-40% – трактор делает плавный поворот, при дальнейшем перемещении рычага вступают в работу остановочные тормоза и трактор круто поворачивает за счет полного блокирования одной из гусениц. Конструкцией предусмотрены пневмоусилители остановочных тормозов, тормозов механизма поворота и главной муфты сцепления, благодаря чему прилагаемые усилия существенно меньше, чем на ДТ-75.
По словам заводских специалистов, на АГРОМАШ 90ТГ могли бы даже применить управление с рулевым колесом вместо рычагов, как это делают на современных импортных гусеничных тракторах, однако такой шаг неизбежно приведет к повышению себестоимости, а это не вписывается в концепцию бюджетной модели.
На АГРОМАШ 90ТГ устанавливают два типа дизельных двигателей: алтайский А-41СИ-02 объемом 7,43 л мощностью 100 л.с.и минский Д-245.5S2 объемом 4,75 л мощностью 91 л.с. Как мне сказали на заводе, чаще ставят алтайские – примерно на 60-70% выпускаемых тракторов. Выбор мотора определяется предпочтениями заказчика, поскольку каждый трактор делается под заказ.
Также, исходя из пожеланий покупателей, применяется та или иная комплектация, а их на предприятии более 20: с задним навесным устройством, на стандартных либо широких гусеницах, с тягово-сцепным устройством, с передними балластными грузами, с ходоуменьшителем, с валом отбора мощности, с неповоротным или поворотным отвалом (кстати, большинство машин заказывают именно в бульдозерной модификации), с кондиционером и т.д.
Руководство "Волжского комбайнового завода" хоть и сравнивает трактор АГРОМАШ 90ТГ с автоматом Калашникова, однако на одной этой модели вряд ли уедешь в светлое будущее. А потому готовится к выпуску новая разработка – АГРОМАШ-Руслан. Это, конечно же, не замена модернизированному ДТ-75, а машина совершенно другого порядка – более мощная и тяжелая (вес 14,7 т против 7 т), относящаяся к 6 тяговому классу. Его ключевая особенность – треугольная форма гусеничного обвода. Как отмечают разработчики, такая компоновка дает возможность эксплуатировать трактор без балластирования, обеспечивая высокие тяговые усилия, навесоспособность и равномерное давление на почву. На тракторе применена гидросистема с современной системой EHR, обеспечивающая работу с прицепными, полунавесными и навесными сельхозорудиями. Управление поворотом выполняется рулевым колесом, а выносными секциями – джойстикам. Гидромеханическая КПП с электрогидравлической системой управления – собственного производства. До известных событий на АГРОМАШ-Руслан устанавливали 10,8-литровый дизель CumminsQSM11 мощностью 340 л.с., однако в текущей ситуации его придется заменить на другой доступный двигатель.
В настоящее время тракторы АГРОМАШ-Руслан проходят эксплуатационные испытания у потребителей – на Кубани и в Кирове. Их серийный выпуск планируется с 2023 года.
Помимо этого на испытаниях находится младший брат Руслана – АГРОМАШ 150ТГ с алтайским мотором Д-442-16 мощностью 150 л.с. Он также выполнен на гусеничном ходу с треугольным обводом и на резиноармированных гусеницах, как Руслан.
В планах на следующий год создать еще один трактор, концептуально схожий с Русланом, – АГРОМАШ 180ТГ, который займет промежуточное положение между АГРОМАШ-Руслан и АГРОМАШ 150ТГ.
А что с чебоксарскими комбайнами? Как развивается это направление? Несмотря на достаточно высокий спрос – портфель заказов на комбайны составляет порядка 230 машин – завод ограничен в производственных возможностях. Он может выпускать 5-7 машин в месяц с потенциалом дальнейшего роста до 500 комбайнов в год. Однако на данный момент основные производственные технологии по изготовлению комбайновой техники интегрированы в технологическую цепочку "Промтрактора". На сегодняшний день завод кратно увеличил производство промышленной продукции, в частности – гусеничных бульдозеров, в связи с чем было принято решение о временной приостановке выпуска комбайновой техники до момента технического перевооружения производства.
У "Волжского комбайнового завода" в линейке было две модели – АГРОМАШ 3000 3 класса и АГРОМАШ 4000 4 класса, представляющие собой модернизированные варианты красноярских машин. Обе модели предназначены для уборки зерновых, зернобобовых, крупяных культур, подсолнечника, семенников трав, сои, прямым и раздельным комбайнированием во всех зерносеющих зонах.
Основная масса комплектующих для комбайнов производилась в Чебоксарах. Двигатели в основном поставлял Алтайский моторный завод, который также входит в состав "Тракторных заводов": для АГРОМАШ 3000 – Д-442-59И, для АГРОМАШ 4000 – Д-3045КР. Кроме того на 4000-ю модель устанавливался ярославский ЯМЗ-236НЕ2-57. У белорусского "Гомсельмаша" приобретались передние мосты и выгрузной шнек.
Ну, и наконец, о колесных тракторах АГРОМАШ: будет ли продолжение? Напомню, что в 2010-х годах "Тракторные заводы" выпускали линейку колесных тракторов АГРОМАШ разной мощности – 30ТК, 50ТК, 60ТК и 85ТК. Первоначально их сборка осуществлялась на Владимирском моторо-тракторном заводе, а затем в Саранске на заводе "САРЭКС". Двигатели и трансмиссии для них делал ВМТЗ, кабины – "Промтрактор". Однако к концу прошлого десятилетия данный проект по ряду причин был закрыт, в том числе в связи с ликвидацией ВМТЗ.
В 2021 году история колесных тракторов АГРОМАШ получила продолжение в ином ключе. Волжский комбайновый завод при поддержке Правительства Чувашии победил в конкурсном отборе Минпромторга России на право заключения специального инвестиционного контракта (СПИК 2.0) по инвестиционному проекту "Создание производства тракторной техники на территории Российской Федерации в рамках современной технологии производства сельскохозяйственного трактора с мощностью двигателя 40-90 л.с.".
Первоначально партнером по данному проекту должна была стать итальянская компания SDF Group. Однако после начала СВО сотрудничество приостановилось. В настоящее время найден новый партнер из Индии – один из крупнейших производителей компактных тракторов.
Согласно СПИК завод обязан локализовать импортные тракторы и освоить полный цикл собственного производства, включая двигатель, передний мост, трансмиссию, кабину и т.д. Планируемый годовой выпуск – не менее 3000 машин, при этом мощности позволяют производить до 6000 тракторов. Кстати о мощностях. Производить колесные тракторы в планируется в Чебоксарах, на производственной площадке "Волжского комбайнового завода". Стоимость проекта оценивается более чем в 2 млрд рублей. Срок реализации – с 2021 по 2031 год. Благодаря реализации проекта будет создано от 500 до 700 новых рабочих мест.
Отмечу, в следующем году завод планирует сменить свое название на созвучное бренду АГРОМАШ. Следите за новостями!
Чтобы не пропустить публикации подписывайтесь на канал "Строительная техника и транспорт".
- У меня есть одноименный канал на "Пульсе". Там можно найти мои старые Дзеновские публикации и новые статьи.