Найти тему
History Empires

Тот, что с длинными ушами

1960 год. Запорожье. На украинском заводе «Коммунар» запустили в серию первый в Советском Союзе малолитражный автомобиль ЗАЗ-965, прозванный позже «горбатый».

ЗАЗ-965.
ЗАЗ-965.

У него тут же обнаружилось множество недостатков: тесный салон, маленький багажник, проблемы с перегревом двигателя в жару, изначально устаревший дизайн.

Поэтому уже весной 1961 года на «Коммунаре» приступили к разработке новой модели. Так получился прототип ЗАЗ-966.

Чуть позже кузов этого типа назовут мыльницей. А запорожских конструкторов и дизайнеров станут упрекать в плагиате. Больно похож показался «ушастый» на немецкий заднемоторный автомобиль NSU Prinz.

Такой же плоский капот сзади, выпуклая поясная линия, повышенная лупоглазость. Но никуда не денешься — такими были в те времена дизайнерские тенденции. Да и немецкие строители машин явно опирались на опыт американцев с их неординарным Chevrolet Corvair.

«Ушастым» 966-й прозвали за характерные воздухозаборники, расположенными над задними колесными арками. Чуть позже будут уточнять — тот, что с длинными ушами. Это потому, что на следующей, более поздней модели Запорожца, уши укоротили.

ЗАЗ-966.
ЗАЗ-966.

Для своего времени Запорожец был уникальным автомобилем со множеством нестандартных оригинальных технических решений.

Торсионная передняя подвеска. Полностью независимая задняя. Благодаря этой подвеске и практически ровному полу ЗАЗ отличался отменной проходимостью. Что особенно ценилось в сельской местности.

А достоинство автономного бензинового отопителя со своей собственной свечей и возможностью подачи теплого воздуха к ногам задних пассажиров, по праву оценили рыбаки и охотники.

Надо сказать, что первые длинноухие машины оснащались старым 30-сильным мотором «горбатого» и носили индекс «В». То есть «временно». Ждали, пока в Мелитополе освоят серийный выпуск 40-сильного двигателя.

С ним машина могла без проблем разгоняться до 120 км/час. Впрочем, прежний слабенький мотор не канул в лету. Его продолжали ставить на машины для людей с инвалидностью.

Салон спартанский, но более-менее просторный. Даже высокому человеку спереди сидеть было удобно. В задней части тоже терпимо. Только вот пробираться туда приходилось с трудом.

Большая панель приборов. Контрольные лампы. И внешний вид у машинки был неплох. Для своего времени вполне пристойно. А главное, 966-й Запорожец обеспечивал принципиально иное качество жизни своему владельцу.

Если «горбатый» воспринимался как промежуточное звено между машиной и мотоциклом, то этот воспринимался уже полноценным автомобилем. Модель, сменившая после обновления индекс на 968, без кардинальных конструкторских изменений продержалась на конвейере в общей сложности 28 лет.

Спасибо за внимание.

Авто
5,66 млн интересуются