1960 год. Запорожье. На украинском заводе «Коммунар» запустили в серию первый в Советском Союзе малолитражный автомобиль ЗАЗ-965, прозванный позже «горбатый».
У него тут же обнаружилось множество недостатков: тесный салон, маленький багажник, проблемы с перегревом двигателя в жару, изначально устаревший дизайн.
Поэтому уже весной 1961 года на «Коммунаре» приступили к разработке новой модели. Так получился прототип ЗАЗ-966.
Чуть позже кузов этого типа назовут мыльницей. А запорожских конструкторов и дизайнеров станут упрекать в плагиате. Больно похож показался «ушастый» на немецкий заднемоторный автомобиль NSU Prinz.
Такой же плоский капот сзади, выпуклая поясная линия, повышенная лупоглазость. Но никуда не денешься — такими были в те времена дизайнерские тенденции. Да и немецкие строители машин явно опирались на опыт американцев с их неординарным Chevrolet Corvair.
«Ушастым» 966-й прозвали за характерные воздухозаборники, расположенными над задними колесными арками. Чуть позже будут уточнять — тот, что с длинными ушами. Это потому, что на следующей, более поздней модели Запорожца, уши укоротили.
Для своего времени Запорожец был уникальным автомобилем со множеством нестандартных оригинальных технических решений.
Торсионная передняя подвеска. Полностью независимая задняя. Благодаря этой подвеске и практически ровному полу ЗАЗ отличался отменной проходимостью. Что особенно ценилось в сельской местности.
А достоинство автономного бензинового отопителя со своей собственной свечей и возможностью подачи теплого воздуха к ногам задних пассажиров, по праву оценили рыбаки и охотники.
Надо сказать, что первые длинноухие машины оснащались старым 30-сильным мотором «горбатого» и носили индекс «В». То есть «временно». Ждали, пока в Мелитополе освоят серийный выпуск 40-сильного двигателя.
С ним машина могла без проблем разгоняться до 120 км/час. Впрочем, прежний слабенький мотор не канул в лету. Его продолжали ставить на машины для людей с инвалидностью.
Салон спартанский, но более-менее просторный. Даже высокому человеку спереди сидеть было удобно. В задней части тоже терпимо. Только вот пробираться туда приходилось с трудом.
Большая панель приборов. Контрольные лампы. И внешний вид у машинки был неплох. Для своего времени вполне пристойно. А главное, 966-й Запорожец обеспечивал принципиально иное качество жизни своему владельцу.
Если «горбатый» воспринимался как промежуточное звено между машиной и мотоциклом, то этот воспринимался уже полноценным автомобилем. Модель, сменившая после обновления индекс на 968, без кардинальных конструкторских изменений продержалась на конвейере в общей сложности 28 лет.