Найти тему
Russia bikepacking

Стратегия прохождения

Начну с того, что опишу свой опыт:
Количество велопоходов за 11 лет - 74 шт
Из них горных - 32 шт (Кавказ, Алтай, Приморье, Грузия, Турция, Марокко, Норвегия и пр.)
Из них высокогорных (3000-5500 м над уровнем моря) - 5 шт (Гималаи, Памир, Тянь-Шань)
Все походы в роли руководителя!
Спортивно-туристический опыт - 4 категория сложности с элементами 5 и 6 категорий (максимальных)!

Ключевые моменты стратегии:

1. Эффективное использование светового дня
2. Прохождение в стиле "быстро и налегке"
3. Минимально возможное использование снаряжения
4. Постоянное движение

1. Эффективное использование светового дня

Ехать решил в световой день - хотелось не только проехать маршрут, но и полюбоваться красотами Алтая.
Старт с рассветом (05.40), финиш с закатом (20.40) = 15 часов светового дня.
В процессе похода периодически увеличивал количество световых часов, добавляя 1 час и 20 минут сумерек (по 40 минут в каждую сторону от рассвета и заката).
Несколько раз ехал в темноте - необходимо было добраться до определённой точки. Ехал в темноте там, где уже ездил до этого похода. Занятие это оказалось крайне неэффективным с моим налобным фонариком. Фару не брал за ненужностью. В общей сложности в темноте я проехал 6 часов из 234.

2. Прохождение в стиле "быстро и налегке"

Был взят минимум необходимого снаряжения и экипировки (смотри разделы Снаряжение и Экипировка + обувь) для прохождения маршрута с учётом его особенностей:
1. Автономность. Её в спортивном туризме принято считать в днях. Я считаю её в километрах - скорость движения у всех разная. Самый протяжённый участок составил 310 км (поездка по плоскогорью Укок), который был пройден менее чем за 3 дня. Сразу за ним ещё один на 150 км. Если вам не повезёт с единственным магазином между ними, то автономный участок увеличится до 460 км. Все остальные меньше 100 км, что при моей интенсивности движения позволяло пополнять запасы провизии ежедневно.
2. Высота и температура. Абсолютные высоты достигают 2916 м - даже летом может пойти снег. Часто дуют сильные ветра. Температура за поход прыгала в диапазоне от -2 до +27 градусов.

Говорят, байкпакинг способствует уменьшению объёма и веса снаряжения. Я считаю, что уменьшению объёма и веса снаряжения способствует принятие философии ультралайта, в которой в жертву приносится комфорт жизнеобеспечения (а порой и здравый смысл) в угоду перемещению.

Сначала ты принимаешь дискомфорт физически и психологически. Потом уменьшаешь вес и объём снаряжения. А потом ты автоматически приходишь к байкпакингу. Только с ультралайтом его плюсы становятся максимально ощутимыми. Но не наоборот, когда ты не готов пожертвовать комфортом, но пытаешься всё запихнуть в байкпакинг - потому что модно. В итоге, превращаешься в хламовоз, теряешь все плюсы байкпакинга и обрастаешь минусами его худших проявлений.

Важно! Иметь лёгкое снаряжение и экипировку - это 1% успеха. Знать, что ты будешь делать в экстремальной ситуации и уметь этим снаряжением пользоваться - остальные 99% успеха. При всей лёгкости снаряжения (вес не превышал 13 кг с учётом еды на 5 дней), я знал, что буду делать в любой точке маршрута, если настанет зима.

3. Минимально возможное использование снаряжения

Главный ресурс такого похода - это время. Его много уходит на 2 вещи: установка/сборка лагеря и организация питания.

На этапе планирования я рассматривал все возможные ночёвки: коши чабанов, сувенирные лавки, инфраструктура пограничников, кемпинги и турбазы. Упор делал на бесплатное использование имеющейся инфраструктуры, а также держал в уме необходимость в подзарядке камеры для съёмки сериала о путешествии. Спал в той же одежде, что и ехал - меньше времязатрат на переодевания.

Ночёвки:
1. Домик без удобств на турбазе перед стартом (платно)
2. Открытая беседка в кемпинге (бесплатно)
3. Номер в гостинице (платно)
4. Сарай (бесплатно)
5. Палатка
6. Домик чабанов (бесплатно)
7. На коврике с палаткой в виде тента
8. Домик без удобств на турбазе (платно)
9. Домик чабанов (бесплатно)
10. Сувенирный ларёк (бесплатно)

Раскладка по питанию была сделана до похода (важно было понимать, что понадобится и в каком количестве, чтобы не тупить в магазине): часть была взята из дома (остатки сублиматов с прошлого похода на первые пару дней), но бОльшая часть закупалась на месте. Упор сделан был на продукты быстрого приготовления: каши, макароны и сублиматы. Плюс шоколадные батончики и сгущёнка.

Также, по возможности, рассматривался вариант с готовым питанием в кафе или на турбазе. По факту пользовался услугами повара 3 раза + 1 раз накормили путешественники.
Несколько раз не завтракал из-за короткого сна.
Готовил горячие обеды самостоятельно 5 раз.

4. Постоянное движение

Чтобы много проезжать не обязательно ломить со средней 30 км/ч. Достаточно:
- находиться в движении как можно дольше в течение ходового времени (если на подъёме пульс улетает в космос - спешивайся, но продолжай двигаться);
- стараться не загонять себя в анаэробную зону (если пульс улетает в космос - сбавляй темп, но продолжай двигаться);
- не тратить время на броды, проходить в ездовой обуви;
- как можно реже переодеваться.

Погода в ходовое время практически всегда была выше 0 градусов. Броды проходил в обуви, что с ней стало к концу похода можно посмотреть в разделе Обувь. Дожди были ежедневно за исключением 2 дней. Если было тепло и туча небольшая, дождевик не надевал - высыхал в процессе езды. Штаны от дождя надевал один раз на переправе утром - можно было этого не делать.

На маршрут потратил 234 часа (чуть меньше 10 суток). Из них:
- ходовое время составило 154 часов
- время в движении составило 118.5 часов
- время остановок составило 35.5 часа
- сон составил 50 часов (спал 4.5 - 6.5 часов в сутки)
- время нахождения в лагере (с вычетом времени сна) составило 30 часов (5 из них были потрачены на ремонт велосипеда и экипировки)
- средняя скорость в движении составила всего 10.3 км/ч

Выводы:

1. Август - хорошее время для путешествия по Алтаю. Ехать стоит в 3-4 недели месяца - осадков должно быть меньше.
2. Тратить время совсем эффективно не получилось в связи со съёмкой видео. Тратится время на поиск ракурсов, съёмку, зарядку, просмотр и сортировку видео + видеоаппаратура весит - 800 г (можно быть ещё легче).
3. Проходимость за счёт развесовки снаряжения на руль и под седло помогает перенести центр тяжести вперёд, что благоприятно влияет на прохождение плохого покрытия и подъёмов. Байкпакинг система в сочетании с лежаком повышает аэродинамические свойства, что крайне эффективно при встречном ветре в равнинной и очень слабопересечённой местности.
4. Места ночёвок оправдали ожидания.
5. Кафе и интернет - зло! Отнимают много времени.
6. В среднем на лагерь уходило 2.5 часа - это много. И 3.5 часа на остановки во время езды, что тоже много. Буду разбираться, чем я там столько времени занимался.
7. Хождение через водные преграды в обуви и редкое переодевание значительно экономят время, но стоит ориентироваться в погодных условиях и реалиях похода. Несколько раз приходилось отогревать руки и ноги - немели от холода.
8. Надо больше работать над физподготовкой.
9. Я давно шёл к формату "быстро и налегке", наконец-то мы нашли друг друга. Планирую и в дальнейшем придерживаться этого стиля путешествий и развиваться в нём.
Начинать с него не советую!