Найти тему
Валерий Грачиков

Фургон монашек хочет замуж

- Бросай все! Скорей бежим на площадь! Там ТАКОЕ!!

- Что такого может быть в нашем городке, да еще не в базарный день?! - Там на площади!! Фургон!! А в нем монашки в бочках из под селедки!!! И все они молоды и хотят замуж!!!

Да, вы знаете, в один прекрасный день на улице сонного городка Виттенберг случился почти что водевиль. В город приехал фургон, в котором находилась дюжина бочек из-под селедки. Вот только внутри была не рыба, а молодые девушки. Монашки сбежали из монастыря и приехали в добрый город Виттенберг, чтобы выйти замуж!

Как вообще такое оказалось возможно?

Да все дело в том, что по Германии как раз начало распространяться учение Мартина Лютера, который начал с того, что возмутился мешавшей ему работать продажей индульгенций, а потом пошёл развивать свои идеи дальше. Один из выводов, который он неожиданно сделал, звучал примерно так:

брак между мужчиной и женщиной - дело более богоугодное, чем монашество.

-2

Эта идея приглянулась монашкам одного из монастырей до такой степени, что они решились на побег. Причем помогал им в этом деле сам Лютер, который и прислал в монастырь фургон с бочками. Поэтому повозка и оказалась в добром городе Виттенберге к большому удивлению местных жителей.

Вообще дело это было опасное, потому что идеи Реформации одобряли далеко не все. Кроме того молодые девушки монашками становились не просто так. Многие из них были небогатыми дворянками. Но так как у родителей не имелось денег на приданое, то проще всего было сплавить девочку в монастырь: сначала на воспитание, а потом совсем там оставить. Но девушкам хотелось любви, земного счастья, материнства, а не проводить годы в молитвах и постах. А тут как раз Лютер со своими тезисами и их развитием.

Поэтому случился побег молодых монашек, хотевших изменить судьбу. А в результате жители Виттенберга писали через некоторое время своим знакомым:

«Только что в город прибыл полный фургон монашек-девственниц, и все они больше всего на свете мечтают выйти замуж. Так дарует же им Бог мужей, иначе дело будет худо…»

-3

Трех девушек из Виттенберга забрали родственники. Остальные к родственникам не рвались, а хотели устроить свою жизнь, выйти замуж и создать свою семью самостоятельно. Почти все получилось сразу - восьми девушкам довольно быстро удалось найти подходящих супругов и они занялись тем, чем хотели: хозяйством и детьми, а в церковь, как и положено настоящей матери большого семейства, теперь ходили по выходным.

Но с одной монашкой-невестой дело не заладилось. Катарина фон Бора оказалась слишком разборчивой и от всех предложенных ей кандидатов в мужья отказалась. Как выяснилось, она совершила свой побег с четкой целью - выйти замуж за Мартина Лютера.

Мартин Лютер, портрет работы Лукаса Кранаха Старшего
Мартин Лютер, портрет работы Лукаса Кранаха Старшего

Дело в том, что Мартин Лютер как католический священник и монах был неженат. Но раз он сам продвигал идею, что супружеские отношения правильнее монашества, то ему предлагалось продемонстрировать это на практике. Кандидатка, готовая пойти с реформатором под венец, имелась, а сам Лютер написал о своем решении так:

«…Я женился чтобы доставить удовольствие своему отцу, чтобы позлить папу и дьявола…»

Катарина фон Бора, решительная монашка и жена Мартина Лютера
Катарина фон Бора, решительная монашка и жена Мартина Лютера

13 июня 1525 года Мартин Лютер и его невеста Катарина фон Бора объявили о помолвке. А через две недели бургомистр города Виттенберга проводил невесту к алтарю, где ее ждал счастливый жених, которому недавно исполнилось 42 года.

Кстати, бургомистром Виттенберга был не менее замечательный и интересный человек. Его звали Лукас Кранах Старший. Вы наверняка видели его картины и слышали о нем, как об одном из великих художников Возрождения. Так вот Кранах не только картины рисовал, а вообще был очень деловым человеком, богатым и знатным. Он много лет занимал пост бургомистра в Виттенберге. Именно в доме Кранаха жила невеста Лютера после побега из монастыря.

Лукас Кранах Старший
Лукас Кранах Старший

Ну а дальше была длинная семейная жизнь, в которой нашлось место и радостям, и горестям. В письмах Лютера появлялись как строки о том, что

«Моя Кати так любезна и так старается угодить мне, что я не променял бы свою нищету на все богатства Креза».

Так и про то, что

«Боже мой, - эта семейная жизнь - одни пишь неприятности! Адам испортил нашу природу. Подумайте только, сколько ссор довелось пережить им с Евой за девятьсот лет семейной жизни! Ева, наверное, вечно попрекала Адама: «Ты ведь яблоко-то съел». - А тот отвечал: «А дала его мне - ты».

Но радостей, видимо было все-таки больше, чем горестей. У них родилось шесть детей. Кроме того, Мартин и Катарина взяли на воспитание еще четырех детей родственников. Им далеко не всегда удавалось жить на одном месте, потому что реформирование церкви - дело небезопасное, а в Германии XVI века в особенности.

Но Катарина всегда оставалась верной опорой своего знаменитого мужа во всех повседневных заботах, связанных с хозяйством, деньгами и даже с делом всей его жизни - реформированием христианской веры. Так что удачно для всех Катарина фон Бора забралась в бочку из-под селедки в том фургоне. Получилось хорошо для всех. И для нее. И для Лютера. И для зарождавшейся протестантской веры.