Мы уже рассказывали, как 5 июля 1993 года в Персидском заливе затонул архангельский теплоход «Капитан Сахаров». При взрыве на его борту погибли два моряка. Остальных членов экипажа доставил в порт Бахрейна архангельский теплоход-лесовоз «Пёрт Стрелков», который оказался поблизости, когда на «Капитане Сахарове» взорвался контейнер и заполыхал пожар. И это был не первый случай, когда архангельскому лесовозу пришлось выступить в роли судна-спасателя. К тому же, именно этому судну больше, чем кому-то из судов Северного морского пароходства, доводилось принимать на свой борт терпящих бедствие в море.
Теплоходы, подобные «Петру Стрелкову», в семидесятых строились поляками специально для Северного морского пароходства. Проект В-540/1. Всего их построили девять единиц. Считались они одними из самых крупных по водоизмещению – 14.200 тонн. Длина корпуса –151,7 метра, ширина – 21,0 метров, осадка – 8,7 метров. На теплоходе была машина мощностью 9.900 лошадиных сил Судно развивало максимальный ход – 15,4 узла. Главное предназначение теплохода – лесовоз-пакетовоз, к аварийно-спасательному флоту судно – никакого отношения не имело.
Однако в июне 1979 года «Пётр Стрелков», выполнявший рейс из Европы в порты Юго-Восточной Азии, заметил у берегов Вьетнама недвижный и глубоко сидящий в воде моторный бот, заполненный людьми. Архангельский теплоход подоспел вовремя – подошёл, прикрыл своим корпусом бот от волны и снял с него людей – 287 человек (из них 72 ребёнка)! И надо же такому случиться - едва «Пётр Стрелков отошёл от судна с бедствующими, как на глазах у всех, бот затонул.
Позже выяснилось, что на старом моторном боте вьетнамцы тайно хотели покинуть свою страну и переправится в Малайзию, Таиланд или Филиппины. Однако в самый неподходящий момент их подвёл мотор. Шесть суток утлое судёнышко носило в океане по воле волн и ветра. Спасённых вьетнамцев «Пётр Стрелков» доставил в ближайший порт - Сайгон.
А буквально через год «Пётр Стрелков» отправился уже в Атлантический океан – шёл он из Архангельска на Кубу с грузом леса. И снова, но уже в Карибском море вахтенные заметили девятиметровую лодку с заглохшим мотором и переполненную людьми. Как и год назад у Вьетнама, теперь у берегов Кубы терпели беглецы-эмигранты. Эти вознамерились достичь Гаити и уже оттуда намеревались достичь берегов США. В тот день на борт «Петра Стрелкова» подняли 70 человек, чтобы затем всех их передать на кубинское сторожевое судно.
Эти факты не остались незамеченными. Многих членов экипажа «Петра Стрелкова» наградили довольно редкой среди моряков транспортного флота медалью «За спасение утопающих». А капитан теплохода Вениамин Фёдорович Зайцевский удостоился этой награды дважды, ведь за те два рейса архангельские моряки спасли 366 человек. Далеко не каждому судну-спасателю удаётся такое, а тут обычный лесовоз-пакетовоз!
И вот 5 июля 1993 года в Персидском заливе «Пётр Стрелков» снова отличился (уже в третий раз!) - принял на борт своих земляков с горящего и тонущего контейнеровоза «Капитан Сахаров». Но это, как говорится, дело прошлого. Что касается самого «Петра Стрелкова», то он ещё несколько лет отработал на торговых линиях и был списан из состава Северного пароходства уже в этом веке.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить интересные истории, а так же оставляйте свои впечатления в комментариях.