2,6K подписчиков

История первых ледоколов

6,5K прочитали

В какой момент навигация в полярных территориях стала значительно проще? Когда был изобретен новый способ преодоления ледяных препятствий — массивные ледоколы уже почти два столетия бороздят просторы морей и океанов.

Ледокол «Ермак». Фото: livelib.ru
Ледокол «Ермак». Фото: livelib.ru

История ледоколов начиналась с использования буксируемых «ледокольных лодок» или «ледокольных саней»: на корму длинных плоскодонных лодок укладывался тяжелый груз. На лёд буксиром вытягивали нос лодки, а под тяжестью кормы лёд подламывался.

После изобретения парового двигателя в XVIII-XIX веках появлялись самые разные проекты ледокольных судов. В 1864 году в России был построен буксирный пароход «Пайлот». Его владельцу Михаилу Бритневу пришла идея обрезать носовую оконечность парохода по образцу поморский кочей, чтобы судно могло наползать на лёд и ломать его своей тяжестью. Позже такую форму носа назовут ледокольной, а сам «Пайлот», более 25 лет прослуживший в почто-пассажирском сообщении между Кронштадтом и Ораниенбаумом, станет прообразом современных ледоколов.

Ледокол «Пайлот» на советской марке. Фото: ru.wikipedia.org
Ледокол «Пайлот» на советской марке. Фото: ru.wikipedia.org

В 1897 вице-адмирал Степан Макаров представил членам российского правительства свой проект строительства первого арктического ледокола, предназначенного для работы в порту Петербурга и в Северном Ледовитом океане. Проект был одобрен, в комиссию, занимавшуюся разработкой нового типа судна, входили учёный Дмитрий Менделеев (тот самый автор Периодической системы химических элементов), известные инженеры-кораблестроители Николай Янковский, Роберт Рунеберг и Фёдор Поречкин, адмирал Фердинанд Врангель и другие. В 1898 году ледокол был заложен на английской верфи Armstrong Whitworth в городе Ньюкасл. Строительство судна было завершено в конце того же года, и первый в мире ледокол арктического класса был назван в честь русского исследователя Сибири казачьего атамана Ермака Тимофеевича.

Испытания нового корабля прошли успешно: уже в марте 1899 года с его помощью удалось вызволить застрявшие во льдах неподалеку от Ревеля 11 пароходов.

Ледокол «Ермак». Фото: ru.wikipedia.org
Ледокол «Ермак». Фото: ru.wikipedia.org

Служба «Ермака» была долгой: на нём исследовали Северный Ледовитый океан — в 1899 году Макаров в ходе первой своей экспедиции в Арктику достиг 81° 28' северной широты. Также ледокол принимал участие в русско-японской, Первой и Второй Мировых войнах и помог огромному количеству судов пройти через суровые льды Финского залива и других северных территорий. В 1963 корабль был списан и вскоре пошёл на слом.

Вторым российским ледоколом стал «Святогор», известный нам как «Красин». Построенный на той же верфи в Ньюкасле, что и «Ермак», он отличался большей мощностей и усовершенствованной конструкцией.

«Святогор» впервые вышел в море незадолго до революции, в 1917 году.

В 1918 году ледокол затопили в устье Северной Двины, чтобы затруднить проход кораблей английского флота, стремившихся захватить Архангельск. Захвату города это не помешало, англичанам удалось поднять ледокол, а в 1919 году они увели его с собой в Великобританию.

Выкупить ледокол у английского правительства удалось лишь в 1922 году при активном участии советского торгового представителя Леонида Красина и известного кораблестроителя академика Алексея Крылова. Впоследствии, в 1927 году «Святогор» переименовали в «Красин» в честь советского дипломата, который помог вернуть корабль в Россию.

Мировую славу «Красину» принесла спасательная операция 1928 года, когда ему удалось спасти экипаж дирижабля «Италия» во главе с итальянским исследователем Арктики генералом Умберто Нобилем.

Как и «Ермак», «Красин» участвовал во Второй мировой войне. В конце 1950-х ледокол прошёл капитальный ремонт в ГДР. Свою ледокольную службу судно окончило в 1972 году, после чего оно использовалось как плавучая электростанция для проведения разведки нефти и газа в Арктике.

Сейчас место постоянной стоянки «Красина» — набережная Лейтенанта Шмидта в Петербурге, ледокол стал частью калининградского Музея Мирового океана.

Исследовать полярные территории можно не только на больших ледоколах, но и на парусниках ледового класса в период летней навигации: они оснащены специальным оборудованием, которое позволяет безопасно путешествовать в высоких широтах. Именно на таком паруснике Amazone мы вновь отправимся в Антарктику уже этой зимой. Узнайте, как присоединиться к экспедициям на нашем сайте.