Катапультирование пилотов истребителя - это всегда очень непростое решение, которое принимается за считанные секунды. А если речь идёт о так называемых тандемных кабинах, когда под фонарём кабины есть передний пилот и задний пилот, то их аварийное покидание самолёта становится ещё сложнее.
Вся сложность сводится к тому, что с одной стороны их действия должны быть согласованы, а с другой стороны существует последовательность катапультирования. Сначала производится отстрел кресла заднего пилота, и только потом срабатывает катапульта переднего пилота.
Что же касается морально-психологического давления, то зачастую всё усугубляется тем, что зачастую более опытный пилот или инструктор сидит как раз позади. А вот новичок или же стажёр сидит спереди. Так вот при катапультировании получается, что опытный пилот покидает кабину истребителя первым, как бы оставляя стажёра.
Почему же так происходит?
Не секрет, что отстрел кресла катапультой производится миниатюрным ракетным двигателем. И как следствие возникает хвост пламени из отработанных продуктов горения. Температура такого факела не представляет никакой опасности для алюминия, а вот внутренности кабины весьма восприимчивы к такому нагреву. И даже несмотря на то, что воздействие струи пламени длится доли секунды, сам пилот и его костюм, а также шлем могут пострадать от такой реактивной струи.
На кадрах хорошо видно, что после выброса заднего пилота вместе с креслом, передний пилот вообще никак не подвержен тепловому воздействию. Это связано с тем, что после отстрела фонаря кабины (стеклянный колпак), покидающий кабину пилот тут же испытывает на себе силу набегающего потока воздуха, и его сносит назад.
А теперь настала очередь первого пилота покидать кабину. Здесь мы видим, что хвост пламени от реактивного двигателя в прямом смысле выжигает место заднего пилота. И если бы он в этот момент находился в кабине, то скорее всего загорелся.
Разумеется это недопустимо, и поэтому в тандемных истребителях сначала выходит задний пилот и только потом передний.
Вот как это описывает лётчик-космонавт Максим Сураев:
"Последовательность катапультирования – сначала выходит задний, потом передний. Сначала ручки зажимаются, потом тянутся вверх. Если просто эту гашетку зажать, то передний, что бы он ни делал, не сможет катапультироваться", - сказал он.
По словам лётчика-космонавта, такие действия у профессиональных пилотов должны быть "отработаны до автоматизма", потому что сзади может находиться "непрофессионал или профессионал в прошлом, при больших погонах человек, который давно тренировался".
"Допустим посадили неопытного пилота, и он ожидает, что передний пилот сейчас справится, но на всякий случай зажал гашетки - может быть такой вариант. И потом, может быть, духу не хватило, чтобы дернуть эти ручки. Поймите, это всегда сложно, это очень опасно – покидать самолёт. Все идут с большой неохотой на катапультирование", - пояснил Сураев.
Однако для анализа всей картины происходящего нужно посмотреть на этот вопрос с точки зрения боевого слаживания пилотов , а также их негласных правил и существующих традиций.
Почему не катапультируется только задний пилот, в то время как передний мог бы увезти машину подальше?
Лётчик-инструктор, мастер спорта по высшему пилотажу на реактивных самолётах Андрей Красноперов поясняет это следующим образом:
«Если летят два лётчика, то никто из них не будет покидать самолёт самостоятельно, оставляя в кабине своего напарника. «Ты прыгай, а я буду уводить» — у российских лётчиков такого нет. Если два, так два, повезло — так повезло обоим. Это такая негласная традиция, правило. Других вариантов не дано», — заключил эксперт.