Найти тему
Хьюстон, у нас отмена

Почему сначала катапультируется задний пилот истребителя, и только потом передний: мнение лётчиков

Катапультирование пилотов истребителя - это всегда очень непростое решение, которое принимается за считанные секунды. А если речь идёт о так называемых тандемных кабинах, когда под фонарём кабины есть передний пилот и задний пилот, то их аварийное покидание самолёта становится ещё сложнее.

Вся сложность сводится к тому, что с одной стороны их действия должны быть согласованы, а с другой стороны существует последовательность катапультирования. Сначала производится отстрел кресла заднего пилота, и только потом срабатывает катапульта переднего пилота.

Что же касается морально-психологического давления, то зачастую всё усугубляется тем, что зачастую более опытный пилот или инструктор сидит как раз позади. А вот новичок или же стажёр сидит спереди. Так вот при катапультировании получается, что опытный пилот покидает кабину истребителя первым, как бы оставляя стажёра.
-2

Почему же так происходит?

Не секрет, что отстрел кресла катапультой производится миниатюрным ракетным двигателем. И как следствие возникает хвост пламени из отработанных продуктов горения. Температура такого факела не представляет никакой опасности для алюминия, а вот внутренности кабины весьма восприимчивы к такому нагреву. И даже несмотря на то, что воздействие струи пламени длится доли секунды, сам пилот и его костюм, а также шлем могут пострадать от такой реактивной струи.

-3

На кадрах хорошо видно, что после выброса заднего пилота вместе с креслом, передний пилот вообще никак не подвержен тепловому воздействию. Это связано с тем, что после отстрела фонаря кабины (стеклянный колпак), покидающий кабину пилот тут же испытывает на себе силу набегающего потока воздуха, и его сносит назад.

А теперь настала очередь первого пилота покидать кабину. Здесь мы видим, что хвост пламени от реактивного двигателя в прямом смысле выжигает место заднего пилота. И если бы он в этот момент находился в кабине, то скорее всего загорелся.
-4

Разумеется это недопустимо, и поэтому в тандемных истребителях сначала выходит задний пилот и только потом передний.

Вот как это описывает лётчик-космонавт Максим Сураев:

"Последовательность катапультирования – сначала выходит задний, потом передний. Сначала ручки зажимаются, потом тянутся вверх. Если просто эту гашетку зажать, то передний, что бы он ни делал, не сможет катапультироваться", - сказал он.
-5

По словам лётчика-космонавта, такие действия у профессиональных пилотов должны быть "отработаны до автоматизма", потому что сзади может находиться "непрофессионал или профессионал в прошлом, при больших погонах человек, который давно тренировался".

"Допустим посадили неопытного пилота, и он ожидает, что передний пилот сейчас справится, но на всякий случай зажал гашетки - может быть такой вариант. И потом, может быть, духу не хватило, чтобы дернуть эти ручки. Поймите, это всегда сложно, это очень опасно – покидать самолёт. Все идут с большой неохотой на катапультирование", - пояснил Сураев.

Однако для анализа всей картины происходящего нужно посмотреть на этот вопрос с точки зрения боевого слаживания пилотов , а также их негласных правил и существующих традиций.

-6

Почему не катапультируется только задний пилот, в то время как передний мог бы увезти машину подальше?

Лётчик-инструктор, мастер спорта по высшему пилотажу на реактивных самолётах Андрей Красноперов поясняет это следующим образом:

«Если летят два лётчика, то никто из них не будет покидать самолёт самостоятельно, оставляя в кабине своего напарника. «Ты прыгай, а я буду уводить» — у российских лётчиков такого нет. Если два, так два, повезло — так повезло обоим. Это такая негласная традиция, правило. Других вариантов не дано», — заключил эксперт.