"Масляное голодание" двигателя автомобиля - термин в авторемонте, описывающий его работу в условиях недостаточной смазки трущихся деталей.
Подавляющее большинство автовладельцев боятся наступления масляного голодания и стараются всячески предотвратить его наступление, но есть и такие, которые недооценивают последствия этого явления и не придают ему какого-либо значения продолжая до поры до времени ездить как ни в чем ни бывало.
На примере карбюраторного двигателя 21083 (1,5 л) автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 попробуем разобраться стоит ли в действительности бояться масляного голодания в работе двигателя автомобиля. И в связи с эти рассмотрим какие бывают его признаки и причины, а так же определим возможные последствия этой неисправности.
Признаки масляного голодания двигателя автомобиля
После пуска двигателя, на холостом ходу, некоторое время мигает или даже горит лампа аварийного давления масла в комбинации приборов. Потом она гаснет, либо сама собой, либо при увеличении оборотов двигателя.
В особо тяжелом случае лампа загорается и не гаснет даже на оборотах
Повышенная шумность двигателя при работе на холостых. "Стучат" клапана.
Причины наступления масляного голодания в работе двигателя автомобиля
1. Низкое давление в системе смазки.
Возможно засорен маслоприемник в поддоне двигателя или помят поддон и его дно поджало к сетке маслоприемника, либо не держит противодренажный клапан масляного фильтра (он отвечает за то чтобы масло не сливалось из системы после остановки двигателя).
Помимо этого к низкому давлению в системе смазки может привести подклинивание в открытом положении редукционного клапана масляного насоса или износ его шестерен. Слишком жидкое масло залитое в изношенный двигатель, либо если в масло попадает охлаждающая жидкость или бензин, так же приведет к миганию лампы давления и "масляному голоданию".
2. Низкий уровень масла в поддоне двигателя.
Например, по причине его постоянной утечки через уплотнения двигателя. Либо, в случае, если масло слишком густое и при работе холодного двигателя оно не успевает стечь в поддон. Или когда поршневая изношена, масло не снимается со стенок цилиндров и сгорает.
Для контроля уровня масла в поддоне и его состояния необходимо периодически вытаскивать масляный щуп.
3. Низкое качество моторного масла залитого в двигатель.
Масло низкого качества в процессе эксплуатации дает густые темные отложения на внутренних поверхностях двигателя и каналах системы смазки, сужая их просвет. Они мешают нормальной подаче масла к трущимся деталям. Помимо этого отложения имеют свойство циркулировать по системе смазки вместе с моторным маслом и закупоривать сетку маслоприемника в поддоне.
4. Низкая температура воздуха на улице.
Такая причина возможна если применяется масло, загустевающее на морозе. Оно с трудом прокачивается по системе масляным насосом и с еще большим трудом проникает в зазоры в парах трения.
Последствия "масляного голодания" двигателя автомобиля
По причине "масляного голодания" происходит очень быстрый износ трущихся пар двигателя, которые смазываются под давлением. В первую очередь это подшипники распределительного вала и его кулачки. На втором месте вкладыши шатунных и коренных шеек коленчатого вала. На третьем поршни в цилиндрах.
Пастели распределительного вала в головке блока и его шейки получают задиры и стираются. Так же стираются и могут провернуться вкладыши на шейках коленчатого вала. Поршни получают задиры, стираются и могут заклинить в цилиндре.
Любая из перечисленных проблем может возникнуть внезапно во время пуска двигателя и его работы на холостом ходу. Например, при внезапной утечке масла или его замерзании на морозе. Об этом сразу предупредит загоревшаяся лампочка аварийного давления. Но, вместе с тем, прогрессирование этой неисправности может растянуться во времени и водитель даже не будет замечать, что двигатель испытывает "масляное голодание". Например, когда не держит клапан масляного фильтра или засорена сетка маслоприемника. При этом лампочка давления, может немного поморгать на холостых и потухнуть. Вроде бы ни чего страшного не произошло, а на самом деле пуск двигателя произошел почти "на сухую" со всеми вытекающими негативными последствиями.
Таким образом, бояться работы двигателя автомобиля в условиях масляного голодания все-таки нужно. Так как его последствия могут быть просто катастрофическими для его систем и механизмов.
Что бы избежать масляного голодания и предотвратить капитальный ремонт двигателя нужно всего лишь использовать соответствующее моторное масло, своевременно его менять вместе с масляным фильтром и регулярно проводить постоянный контроль его уровня и состояния.
Примечания и дополнения
- Для более полного контроля за маслом в двигателе автомобиля и предотвращения появления "масляного голодания" еще до того как коленчатый вал стал вращаться бывает не лишним иметь датчик уровня масла в поддоне в дополнение к датчику аварийного давления. Как, например, у инжекторного двигателя 2111 тех же автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099.
Что можно почитать еще по ремонту и обслуживанию автомобилей с пробегом на нашем канале? Вот несколько статей.
- Можно ли устранить стук пальцев в двигателе автомобиля не разбирая его?
- Почему помутнел антифриз (тосол) в расширительном бачке?
- Двигатель работает только на трех цилиндрах, причины