Найти в Дзене
Александр Либиэр

Франц Бардон. Ключ к истинной каббале. Мантры. (Перевод А. Либиэра).

Содержание.

Многих читателей наверняка заинтересует вопрос, имеется ли в виду под мантра-мистицизмом какая-то восточная каббалистическая наука. Даже те читатели, которые уже занимались йогой и которые уже изучили некоторые системы йоги, не имеют четкого представления о мантрах и тантрах и о восточной каббалистической науке. Однако было бы слишком
обширно публиковать полный трактат о мантрах, и поэтому я должен
ограничиться тем, что соответствующим образом просветлю озабоченного читателя о мантрах просто с герметической точки зрения.

Все разновидности мантр не имеют ничего общего с космическим языком, с которым каббалист знакомится в этой книге. Мантры - это предложения, которые содержат идею или даже несколько идей только в одном предложении, в так называемой формуле мантры, и которые отображают силу или характеристики почитаемого божества. Поэтому мы можем рассматривать все мантры как предложения молитвы и практически использовать их как вспомогательные средства для медитации. Мантры не являются магическими формулами и не пробуждают такие или подобные силы. Манты - это выражения идей, которые служат поклонению или связи с соответствующей силой, существом, авторитетом, характеристикой и т.д. На Востоке каждого, кто использует мантры, называют мантра-йогом, независимо от того, какой способ познания он выбрал, занимается ли он Хатха-йогой, Раджа-йогой или какой-либо другой системой йоги. Мантра-йога - это применение формул преданности божествам и их аспектам. Мантрам учит не только индийская философия, но и любая другая религия. В христианской религии, например, мантры представлены литании. Мантры служат не просто преданности, но и созданию глубокой связи с соответствующим божеством или выражению божественной идеи несколькими словами. Какому существу поклоняются, зависит от индивида и будет зависеть от его ментального, экстрасенсорного и кармического развития. Все равно, поклоняется ли посвященный Брахме, Вишну, Будде, Ади-Будде, Христу, Аллаху и т. д., поскольку имена вообще не играют никакой роли. Однако важно, чтобы он признавал и посвящал основные принципы своего божества в форме их универсальных особенностей независимо от аспекта. Таким образом, мантры адаптируются к религиозному настрою человека. С герметической точки зрения, не рекомендуется использовать мантры религий, которые неизвестны герметику. Если бы кто-то использовал мантры божества, которое ему чуждо или непривлекательно, такое применение было бы бесполезным. Обычно европейца всегда привлекает недостижимое, непостижимое, неприступное, неизвестное, и поэтому он бросается на Мантра-йогу и поклоняется, посредством повторения мантру, божеству, которое совсем неизвестно ему. Обычно его побуждают к этой практике утверждения, содержащиеся в довольно большом количестве книг, посвященных мантрам, и говорящие, что соответствующее божество осыплет поклоняющегося ему человека дарами, при условии, что он использует ту или иную мантру.

Если религиозный христианин каким-то образом решит, что мантры индийского типа могли бы быть ему полезны, но ему не хватает надлежащего религиозного отношения к божественной характеристике, выраженной соответствующей мантрой, он впадет в непоследовательность и не сможет проникнуть в сферу силы соответствующего божества, и он получит только небольшой успех или вообще никакого успеха. Однако, если христианский мистик имеет сильную религиозную веру, он сможет сформировать свою собственную мантру, которая будет содержать силу, качество, личные особенности и т.д. божества, которому она посвящена, независимо от того, повторяет ли он эту мантру на восточном языке или на своем родном языке. В мантра-мистицизме, прежде всего, важно, чтобы символическая идея Бога была выражена только в одном предложении. Однако, если герметик найдет восточное божество привлекательным для себя настолько, что он не сможет в достаточной степени посвятить себя религиозной системе и ее божеству, существующим на нашем континенте, он волен посвятить себя восточному божеству. Это также может быть
признаком того факта, что соответствующий индивид, должно быть, уже жил в одном из своих прежних воплощений, в религиозной сфере, которую он теперь хочет выбрать. Поскольку настоящий маг обладает даром ясновидения, он может, оглядываясь духовным оком на свои прежние воплощения, убедиться, что это правда, если он заинтересован в этом.

Существует два типа мантр, то есть, во-первых, дуалистический и, во-вторых, монистический тип, в зависимости, от каждого конкретного случая, от умственного развития и цели, на которую они направлены. Дуалистические мантры - это мантры, которые заставляют человека, обращающегося к определенному божеству, принимать позицию, согласно
которой он является поклоняющимся, а божество или объект поклонения находятся вне его личности. Мантры монистической субстанции позволяют поклоняющемуся соединиться с божеством или идеей, которым он поклоняется, не внешне, а внутри себя, так что поклоняющийся ощущает себя частью или даже самим обожаемым божеством.

Дуалистические мантры, однако, могут иметь монистические черты, олицетворяя обожаемое божество либо внутри индивидуума, либо вне его. Такие мантры в Индии называются Сагуна-мантрами. С другой стороны, мантры, выражающие абстрактные идеи, то есть универсальные характеристики, с которыми поклоняющийся отождествляет себя, в Индии называются Ниргуна-мантрами. Там новичок сначала знакомится с Сагуна-мантрами, прежде чем он вступит в положение формирования абстрактных идей и научится использовать их в мантра-мистическом, то есть ниргунистическом смысле.

Индийские, а также другие восточные летописи указывают на то, что человек не должен заниматься мантра-йогой, если он не выбрал подходящего учителя (гуру) для этой цели. Только подлинный гуру, который является экспертом в мантра-мистицизме, способен научить своего ученика мантре, соответствующей его состоянию зрелости. В этом случае учитель также даст своему ученику надлежащее объяснение мантры и ее силы слова, и объяснит ему практические аналогичные отношения мантры к соответствующему божеству. Когда даются объяснения, то услышав мантру своего гуру, ученик внезапно полностью постигнет ее значение и научится понимать божество, которому он поклоняется. Это просветление или посвящение в соответствующую мантру называется Абхишека в Мантра-йоге в индийской терминологии. Получив абхишеку от своего гуру, то есть научившись понимать связи, он сразу же становится способным контактировать с божеством, обозначенным ему мистицизмом мантры, будь то сагунический, то есть дуалистический, или ниргунический, то есть монистический тип мистицизма. Это не означает, что зрелый ученик не смог бы работать с соответствующей мантрой поклонения без помощи учителя, знакомого с мистицизмом мантр. Однако потребуется некоторое время, пока он сможет постичь универсальные связи и станет успешно работать на практике.

В мистических книгах о мантрах также упоминаются гуру-мантры. Слово гуру-мантра имеет двойное значение: во-первых, мантра, которая объясняется зрелому ученику гуру с помощью абхишеки. Речь может идти о различных типах мантр, и все они направлены на достижение определенной цели. Во-вторых, выражение "гуру-мантра" может указывать на тип мантры, которую сам гуру когда-то использовал для определенной цели и которую он сделал особенно эффективной благодаря многолетнему повторению. Что такая мантра, когда доверяется ученику, является для него столь же могущественным, как и для гуру, в чем нельзя сомневаться. Такая мантра, конечно, будет передаваться только от гуру к ученику устно, то есть из уст в уши, и никогда не будет доверена никому другому.

Подробное описание каждой мантры, независимо от того, является ли она сагунической или неорганической, индийской, буддийской или какой-либо другой, ее применение, ее цель и т.д., не является целью этой книги, и любой, кто интересуется этим, найдет множество инструкций в восточной литературе по Мантра-йоге, которая была переведена на разные языки.

Многие мантры должны повторяться после того, как вы приняли особые положения, так называемые асаны, либо вслух, либо шепотом, либо только в духе, и не имеют никакой другой цели, кроме как поддерживать дух, повторяя идею, выраженную в мантре, и не отклоняться от нее. Многие книги также рекомендуют произносить мантру вслух в случае каких-либо
отвлекающих воздействий, что позволяет лучше сосредоточиться на мистической идее мантры. Многократно произносимые шепотом мантры, конечно, оказывают больший эффект, чем те, что произносятся вслух.
Однако наибольший эффект достигается за счет мантр, которые повторяются только в мыслях.

Чтобы получить представление о количестве повторений при обучении мантре, в качестве вспомогательного средства можно использовать четки, нитку жемчуга или бисера (Тесбик-нить), и каждый раз бусину четок проталкивают вперед между двумя пальцами. Перебирание индийских четок со 108 бусинками называется "лхок". Каббалистическое значение имеет то, что в лхоке должно быть 108 бусин, а не только 100. 108 можно сложить до 9 (1 + 8 = 9), число 9 - это число ритма, а ритм - это непрерывное движение. В восточной терминологии число 108 имеет еще одно значение; это, во всяком случае, аналогично герметической науке. Любой желающий может обратиться к восточной литературе, если ему это интересно. Хорошо известно, что мантры могут быть связаны с различными ритуалами и идеями, как сагунического, так и ниргунического типа, поэтому мне нет необходимости вдаваться здесь в подробности. Каждая религиозная система использует одни и те же методы для своих ритуалов, молитв и мантр, которые служат цели посвящения божественным идеям, качествам и т.д., или поглощения их или практического применения для других целей.

В некоторых книгах, посвященных мантрам, также обсуждаются биджу-мантры или бинду-мантры. Эти мантры не выражают никакой божественной идеи на интеллектуальном языке, но представляют собой буквы, составленные в соответствии с универсальными законами и сформированные в слово, выражающее космологически идею по аналогии с законами. Следовательно, биджу-мантра имеет тантрическое происхождение и каббалистична с герметической точки зрения. Правильное произношение биджу-мантры передается ученику его гуру с помощью абхишеки, как, например, хорошо известные биджу-мантры стихий, так называемые "таттвы": Хам, Рам, Пам, Вам, Лам, Аум и т.д. Если учитель передает абхишеку, он в то же время покажет своему ученику, как динамизировать мантру и как использовать ее квадриполярно. То же самое относится и к буддийской религии, где тантры пяти элементов символизируются формулами биджу кха, ха, ра, ва, а и объясняются зрелому ученику для практического использования. Когда применяя мантры, можно прибегнуть ко многим другим вспомогательным средствам, чтобы облегчить задачу, например, к молитвам, очищениям, подношениям, которые все служат цели возвышения ума ученика до уровня, соответствующего уровню божества.

Из сказанного ясно следует, что посвященный поймет, чем на самом деле являются мантры, в то время как непрофессионал может видеть в них что угодно, кроме реального.

Наконец, я хотел бы обратить внимание читателя на тех восточных монахов, которые используют так называемые молитвенные мельницы для своих медитаций. Эти молитвенные мельницы представляют собой устройства, похожие на граммофонные пластинки, на которых записаны мантры, возможно, также тантры, которые повторяются тысячу раз, иногда более ста тысяч раз, простым вращением мельницы. Эти монахи верят, что их прогресс на пути к высшему счастью будет тем больше, чем чаще они будут повторять мантру или тантру, вращая мельницу. Если, однако, такая
молитвенная мельница - это всего лишь идентификатор буддиста или монаха в его упражнениях по концентрации, и если мельница используется подобно четкам или взглядам, это может послужить цели с герметической точки зрения. Но когда монах повторяет свою мантру, не думая, его ум занят чем-то другим, это не достигает своей цели, и подлинный посвященный увидит в таком человеке только религиозного фанатика, сектанта и пожалеет его.

Мантры
5974 интересуются