Давненько что-то о тракторах я не рассказывал, о тружениках строек и полей, вот, значит, исправляюсь. Сегодняшний выпуск посвящен International Harvester TD-9, любопытному бульдозеру двойного назначения, как сейчас модно говорить. Работал он не только на стройках гражданской инфраструктуры, но и военными инженерами успешно применялся.
TD-9 появился в 1940 году и представлял собой глубокую модернизацию трактора McCormick-Deering TD-35, выпускавшегося с 1937 года, собравшего ряд нареканий. Это, можно сказать, была работа над ошибками.
Самая любопытная, на мой взгляд, особенность этого трактора – его двигатель. Если заглянуть в подкапотное пространство с правой стороны, то можно увидеть трамблер, катушку, и 4 провода, идущих к свечам зажигания. А еще – карбюратор.
Кажется, ничего удивительного, обычный четырёхцилиндровый бензиновый мотор, который мог еще и на керосине работать. Распространенная тема на тракторах первой половины 20 века. Но давайте теперь заглянем под капот с левой стороны.
Нет, это не ошибка, это всё тот же трактор и всё тот же двигатель. Только здесь он уже дизельный. Как такое может быть? Хотел сказать – тут всё просто, но на самом деле не совсем.
Множество нареканий у предшественника вызывал пуск мотора, особенно это касалось холодных северных штатов и Канады. Поразмыслив, инженеры решили сделать комбинированный двигатель, который мог заводиться на бензине, и уже после того как прогреется градусов до пятидесяти, переходить на дизель. Мощность 56 л.с., при 1550 об/мин. Запуск обычным электростартером, никаких «пускачей» здесь нет.
Мудрёная, надо сказать, конструкция, но она работала, и в целом оказалась довольно надёжной. Топливных бака тут, соответственно, два, один небольшой, объемом около 5 литров, для бензина, и на 120 литров для дизтоплива.
Кстати, на случай выхода из строя ТНВД, этот бульдозер мог некоторое время ехать в бензиновом режиме работы мотора, но никаких тяжелых задач при этом он выполнять не мог, не хватало крутящего момента.
В остальном бульдозер был типичной для тракторов той эпохи конструкцией. Сцепление двухдисковое, коробка передач механическая, с пятью скоростями переднего хода и одной – заднего.
В передней части, перед радиатором, установлен насос гидросистемы, силовые цилиндры только по бокам, видимо особенность военных версий. На гражданских был один цилиндр спереди.
Кабины не было, из всех элементов комфорта для тракториста тут только мягкое сиденье с кожаной обивкой. Вес самого трактора, без навесного оборудования около 5 тонн.
За 16 лет производства (выпуск завершился в 1956-м) было собрано 58819 тракторов
Суммарный тираж International Harvester TD-9 составил 58819 тракторов, производство завершилось в 1956-м.
Есть неточная информация, что эти бульдозеры поставлялись в СССР по ленд-лизу, но если это и было, то их количество было незначительным, еще их можно было встретить в Израиле и на Ближнем Востоке, а на просторах США они до сих пор кое-где еще работают. Умели раньше делать технику на века.
Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, не забудьте подписаться на этот канал и порекомендовать его друзьям.
Фото и иллюстрации взяты из общедоступных источников и принадлежат их авторам.
Я на Drive2.ru