Найти в Дзене
Счастливого пути!

Велошеринг в Петербурге

Оглавление

Инструкция по применению: удобство и цены

Возможность воспользоваться разными парковками. Фото автора.
Возможность воспользоваться разными парковками. Фото автора.

Все больше людей выходит из режима самоизоляции, а значит, общественный транспорт все больше заполняется. В такой ситуации лучше держаться от него подальше. Но передвигаться по городу все же нужно. Альтернативным вариантом может стать велосипед. Многие скажут, что в таком случае выгоднее иметь свой и будут правы, но давайте разбираться всегда ли это так? В конце статьи кратко резюмируем все плюсы и минусы.

  • Во-первых, если вы турист, то возить с собой повсюду велосипед неудобно, да и накладно.
  • Во-вторых, если вы решили погулять и не хотите привязываться к месту парковки.
  • В-третьих, если живете недалеко от работы, а возможности надежно парковать велосипед рядом нет. Поверьте, в Питере это важный аспект.
Именно здесь я впервые столкнулся с тем, что от пристегнутого велосипеда остается лишь рама. Фото автора.
Именно здесь я впервые столкнулся с тем, что от пристегнутого велосипеда остается лишь рама. Фото автора.

В Петербурге на сегодняшний день работает одна система безстанционного проката велосипедов - Смартбайк. Эти, цвета молодой листвы, велосипеды весной стали активно появляться в городе. Основной и главный плюс шеренга по сравнению с классическим прокатом - возможность пользоваться как транспортом для передвижений по городу, а не только прогулок ради, например, по парку. Взять и сдать велосипед можно в разных местах города в разрешенных зонах, а их в центре и неподалеку от него уже достаточно. Хуже пока обстоит дело со спальными районами - парковки есть не везде. Как правило, это стационарные велопарковки разной принадлежности (муниципальные или заведений, либо вообще городские ограждения.

Примеры парковок велошеринга. Фото автора.
Примеры парковок велошеринга. Фото автора.

Первым делом надо установить приложение, затем найти удобную для вас парковку (они отображены синими пиктограммами на карте с буквой «Р») и посмотреть, есть ли там велосипеды, которые отображаются зелеными кружочками. У них есть интересная фишка - кроме номера, каждый велосипед имеет свое персональное имя - название города. В первый раз не обратили внимание на это, но когда проехали подряд на «Керчи» и «Алуште» стали присматриваться. Иногда даже специально выбираем из имеющихся «городов» - такая своеобразная игра. Имена видны только в приложении при нажатии на конкретный велосипед.

Скриншот приложения SmartBike.
Скриншот приложения SmartBike.

Привяжите карту (удивило, что для проверки карты списывают два рубля, а не один как принято везде), откройте приложение, нажмите «Начать поездку» и наведите камеру на QR-код, расположенный на подставке для телефона на руле или блокираторе заднего колеса. После этого вы услышите характерный звук, который означает, что блокиратор колеса-фиксатор для замка открыт и можно ехать. С Вашей карты спишутся 60 рублей. В приложении начнется отсчет времени проката.

Трос замка обмотать вокруг подседельного штыря. Фото автора.
Трос замка обмотать вокруг подседельного штыря. Фото автора.

Тариф не предусматривает ожидание с пониженной таксой. За 60 рублей получаете 30 минут, далее 5 рублей минута. Кроме разового тарифа, есть еще сезонный за 3500 рублей, который дает возможность неограниченного использования до конца сезона (сроки окончания непонятны). Первые 30 минут бесплатно, перерыв между поездками 15 минут, далее 3 рубля за минуту.

Возврат еще проще. Главное, чтобы можно было пристегнуть велосипед и вы находились в зоне парковки, иначе приложение не завершит аренду и денежки продолжать капать. Нашли парковку по карте, пристегнули и защелкнули блокиратор колеса через кольцо троса замка, нажали «Завершить» на главном экране приложения. В этот момент с карты списывается оплата за перекат.

Важно! Если Вы можете взять велик и без включенной геолокации, то вот сдать его без ее включения не получится. Некоторые всю поездку оставляют режим геопозиции активным, но смысла в этом нет - быстро разряжает телефон.

Штрафы. Их много и они разные. Вкратце так: за нарушение условий пользования от 500 до 30000 рублей, при порче велосипеда или его отдельных деталей от 999 до 30000 рублей. Все это подробно прописано в разделе «Правовые документы» в приложении.

Слева история поездок, справа выпадающее меню с вкладкой "Правовые документы". Скриншот приложения SmartBike.
Слева история поездок, справа выпадающее меню с вкладкой "Правовые документы". Скриншот приложения SmartBike.

Что в процессе езды? Велосипеды новые, чистые и ухоженные, но очень жесткие. Сначала не могли понять, почему так чувствуются все мельчайшие неровности на дороге, но при детальном осмотре оказалось, что колеса не имеют камер. По сути, это кусок толстого резинового троса, натянутый на металлический диск, а не на обод со спицами, что тоже не прибавляет комфорта, зато провоцирует выбирать дорогу поровнее. Очень порадовало седло. Мягкое и удобное. На велосипеде только одна передача, поэтому не удается хорошенько разогнаться по прямой, но в гору это не сильно мешает. Корзина на руле позволяет разместить небольшую сумку и бутылку воды в подстаканнике. Следите внимательно, чтобы ничего не выпало из нее в процессе езды - трясет хорошо.

Амортизация не предусмотрена. Фото автора.
Амортизация не предусмотрена. Фото автора.

Расчет стоимости проката

При оплате разового тарифа:
  • За час - 210 рублей (60 рублей за первые 30 минут плюс 150 рублей за последующие).
  • За два - 510 рублей (либо 420 рублей при варианте два раза по часу с перерывом 15 минут)

Для справедливости стоит заметить, что за такую сумму (в любом случае, трехчасовой шеринг точно дороже суточного) можно поискать в отдаленных от центра районах классический прокат велосипеда на сутки. Для понимания, мне за 30 минут удавалось преодолеть не более 8 км с максимально возможной на нем скоростью.

При оплате сезонного доступа вы имеете возможность вообще больше ничего не платить. Только меняйте велосипед каждые 30 минут с интервалом 15 минут.

Очень не хватает суточного тарифа, которой присутствует в московской системе «Велобайк». Он составляет 150 или 200 рублей (первый 30 минут, второй 45 минут), не ограничивает вас по числу поездок и не требует интервала между ними.

В сухом остатке:

Плюсы:

  • Максимальная мобильность.
  • Новые велосипеды.
  • Возможность крепить мобильный телефон или навигатор на руле.
  • Широкая сеть парковочных зон в центре и его окрестностях.
  • Всегда свободные велосипеды.
  • Удобное седло.
  • Сезонный абонемент.
  • Понятное приложение.

Минусы:

  • Относительная дороговизна.
  • Очень жесткий.
  • Нет багажника для средней по размеру сумки.
  • Отсутствие парковочных зон в спальных районах.
  • Одна передача.
  • Отсутствие суточного тарифа (в начале июля появилась расширенная линейка тарифов. Молодцы!).
  • Одна учетная запись - только один велосипед (после июльских обновлений появилась возможность брать два велосипеда).
А если вы проголодались на велопрогулке, рекомендую прочитать статью "Дегустируем питерские пышки".

Уважаемые читатели, пишите в комментариях свои отзывы о велошеринге. Подписывайтесь на канал и ставьте лайки.