Найти тему
ОНИ

«Бе-36» — проект самого быстрого в мире конвертоплана

Разработка пассажирского конвертоплана «Бе-36» началась в СССР во второй половине 1960-х годов. Преимуществом летательных аппаратов данного типа являются вертикальные взлёт и посадка при сопоставимой с самолётами скорости полёта. Работы проходили в КБ Бериева, которое специализировалось на выпуске «амфибий».

Макет конвертоплана «Бе-36»
Макет конвертоплана «Бе-36»

Конвертоплан «на бумаге» обладал длиной свыше 19 м и размахом крыла в 12 м. Он создавался в компоновке «высокоплан» и имел два крыла. На каждом из них размещалось по два турбовинтовых двигателя «АИ-20» суммарной тягой в 17 тонн с соосными винтами, способными к повороту вместе с гондолами до 90°. Соосная схема позволяет повысить тягу и уменьшить диаметр каждого винта.

При собственной массе в 26 тонн (вместе с топливом) аппарат был рассчитан на 5 тонн полезной нагрузки. Примечательно, что для «задних» двигателей воздухозаборники были с квадратным сечением, а для «передних» — с круглым. Конвертоплан был рассчитан на полёт со скоростью 640 км/ч на расстояние до 2100 км. Показатель скорости и по сей день является рекордным во всём мире.

Макет конвертоплана «Бе-36»
Макет конвертоплана «Бе-36»

Хвостовое оперение машины представляло собой лишь один киль, традиционного руля высоты не было. Его функции выполняли элевоны, расположенные на обоих крыльях. Пилотировать машину должен был экипаж из двух человек. «Бе-36» предназначался для использования в отдалённых местах, так как ему не требуется аэродром.

Макет конвертоплана «Бе-36»
Макет конвертоплана «Бе-36»

К сожалению, ввиду недостатка финансирования проект продолжения не получил и все работы по нему были закрыты. Больше всех к проектным характеристикам «Бе-36» приблизился американский «V-280» (520 км/ч), созданный спустя полвека.