Разработка пассажирского конвертоплана «Бе-36» началась в СССР во второй половине 1960-х годов. Преимуществом летательных аппаратов данного типа являются вертикальные взлёт и посадка при сопоставимой с самолётами скорости полёта. Работы проходили в КБ Бериева, которое специализировалось на выпуске «амфибий».
Конвертоплан «на бумаге» обладал длиной свыше 19 м и размахом крыла в 12 м. Он создавался в компоновке «высокоплан» и имел два крыла. На каждом из них размещалось по два турбовинтовых двигателя «АИ-20» суммарной тягой в 17 тонн с соосными винтами, способными к повороту вместе с гондолами до 90°. Соосная схема позволяет повысить тягу и уменьшить диаметр каждого винта.
При собственной массе в 26 тонн (вместе с топливом) аппарат был рассчитан на 5 тонн полезной нагрузки. Примечательно, что для «задних» двигателей воздухозаборники были с квадратным сечением, а для «передних» — с круглым. Конвертоплан был рассчитан на полёт со скоростью 640 км/ч на расстояние до 2100 км. Показатель скорости и по сей день является рекордным во всём мире.
Хвостовое оперение машины представляло собой лишь один киль, традиционного руля высоты не было. Его функции выполняли элевоны, расположенные на обоих крыльях. Пилотировать машину должен был экипаж из двух человек. «Бе-36» предназначался для использования в отдалённых местах, так как ему не требуется аэродром.
К сожалению, ввиду недостатка финансирования проект продолжения не получил и все работы по нему были закрыты. Больше всех к проектным характеристикам «Бе-36» приблизился американский «V-280» (520 км/ч), созданный спустя полвека.