Для жителей нашей страны амарант скорее декоративная культура, которую чаще можно видеть в палисадниках, чем на полях. А вот для жителей Мексики или Южной Америки амарантовая крупа на протяжении тысячелетий была основой рациона наряду с бобовыми и кукурузой.
Хлеб индейцев
Иногда амарант называют «пшеницей ацтеков» или «хлебом инков». Индейцы явно не ошиблись с выбором продукта, ведь амарант отличается высоким содержанием белка – 16 % (для сравнения, в пшенице – около 12 %), превосходит другие злаковые культуры по содержанию полиненасыщенных жирных кислот.
Амарант относится к группе так называемых псевдозерновых культур, то есть в пищу идут семена, но используют их так же, как зерно. Из него готовят муку, хлеб, макаронные и кондитерские изделия, а также чипсы, детское питание и многое-многое другое.
Кроме высокого содержания белков, сбалансированного состава микро- и макроэлементов, семена богаты маслом, так что отдельные сорта выращивают как масличную культуру. Амарантовое масло очень дорогое и жутко полезное. Считается, что это мощный природный антиоксидант и отличное омолаживающее средство. Масло находит применение не только в пищевой промышленности, но также в косметической, парфюмерной и даже в некоторых отраслях технической. Выращивают амарант и в качестве кормовой культуры.
Агрессивный родственник
Как рассказал кандидат сельскохозяйственных наук Виктор Буянкин, в нашей стране выращивание амаранта началось в 30‑е годы после ботанических экспедиций в Америку Николая Вавилова. Возделывали культуру и на Юге страны. В воспоминаниях ученых сохранился даже такой эпизод, когда амарант спас от голода колхозников станицы Александровской Ростовской области. В 1932‑1933 гг. со складов в счет хлебозаготовок изъяли все запасы зерновых и крупяных. А вот амаранта не было в разнарядке тогдашних «силовиков». Эти семена и уберегли людей от лютой смерти.
– Бытует мнение, что амарант был запрещенной культурой в СССР, – продолжает Виктор Буянкин. – Правильнее было бы считать его недооцененной культурой, так как за 30 лет постсоветского времени масштабных посевов в России так и не появилось. Причина кроется не в запрете, а в биологии растений из рода амарант, требующих высочайшего уровня земледелия и чистоты полей от семян его диких сородичей (ширица) и других сорняков местной флоры (марь, лебеда и прочие).
Попытки выращивать амарант предпринимались и в Волгоградской области. В 2004 году культуру возделывали в Светлоярском районе, спустя десять лет – в Киквидзенском. Последние два-три года большую настойчивость проявляют растениеводы Заволжья. В Быковском районе один из предпринимателей довел площадь посевов до 800 гектаров.
Но везде одна и та же проблема – примесь дикого амаранта, или ширицы. Среди самых распространенных разновидностей – белая, колосистая и жминдовидная.
По словам ученого, еще в середине шестидесятых годов прошлого столетия ширица водилась лишь в Северной Америке.
– Всего за 50 лет после появления в нашей стране амарант колосистый успел захватить всю Европейскую часть государства и в дальнейшем стал стремительно распространяться в северном и восточном направлениях, – говорит Виктор Буянкин. – Несколько позже, но так же активно, шло расселение амаранта белого и жминдовидного амаранта. Причем последний вид был включен в реестр особо опасных карантинных сорняков.
Индивидуальный подход к каждому полю
Дикие сородичи, по словам специалиста, всегда сильнее, агрессивнее своих культурных соперников.
– Высокая степень засорения нашей пашни семенами диких амарантов, отличная их сохранность в почве, колоссальная семенная продуктивность, пластичность и неприхотливость к разным условиям обитания являются главными причинами неудач с выращиванием этого ценного растения, – комментирует Буянкин. – Без решения проблемы профилактического очищения почвы и посевов от диких амарантов невозможно рассчитывать на экономически значимые результаты при выращивании любых видов и сортов культурного амаранта.
Примесь дикого амаранта составляет до 35 %. Такой урожай реализовать невозможно.
Проблемы возникают и с вредителями. Например, в Быковском районе в сезон 2017 года на всходы культурного амаранта напали блохи, в считанные дни уничтожившие 50 га посевов. А в Старополтавском районе в 2019 году амарант в возрасте одного-полутора месяцев сильно повреждался свекловичным долгоносиком и зеленой гусеницей еще не определенной совки.
Проблемой остаются качество сортов и уровень семеноводства амаранта.
– Наши товаропроизводители сталкивались также с трудностями при уборке урожая, вызванными неравномерной густотой стояния амаранта и значительными потерями сформированного урожая. Отмеченные факты свидетельствуют о необходимости разработки комплексных мер по освоению новой ликвидной культуры применительно к каждому конкретному хозяйству и даже полю. Необходимо иметь не просто научные рекомендации общего плана, но и индивидуальный проект и его научное сопровождение, – считает Виктор Буянкин. – В этом основа успеха в освоении нового для Нижнего Поволжья дела.
Читайте также:
Марина Злобина. Фото: рixabay.com.