Так сложилась история нашей страны, что лучшие произведения ювелирного искусства царской России оказались зарубежом. На современных аукционах нередко продаются превосходные русские эмали, которые высоко ценятся любителями антиквариата.
Искусство русской эмали начало стремительно развиваться во второй половине 19 века, к началу 20 века российские эмальеры стали лучшими в Европе. Точнайшая детализация, многообразие цветов, чистота и яркость эмали - основные характеристикы чудесной работы русских мастеров.
Одним из выдающихся московских эмальеров был Густав Густавович Клингерт. Его фабрика выпускала множество серебряных, в дальнейшем золотых изделий, но эмалевые работы особо поражают утонченностью и безупречным исполнением.
Отец Густава Клингерта, почтенный представитель немецкой общины, с 19-го века обосновался в Москве, где открыл свое ювелирное предприятие. Густав Густавович работал с отцом, от него унаследовал не только семейное дело и капитал, но и богатейшие знания. Его фабрика серебряных и золотых изделий работала с 1865 г. по 1916 год. Предприятие находилось в домовладении Густава Клингерта в Малых Сыромятниках до 1912 г., после приобретения нового дома производство перенесено в Елоховский проезд.
Произведения фирмы, предъявленные на выставках Парижа (1889 г.) и Чикаго (1893 г.), удостоены высочайших отзывов и ряда медалей. В 1897 г. фабрика произвела на 45 тысяч рублей изделий, а предприятие обслуживало 55 рабочих и шесть подростков. По другим источникам: в 1893 г. выработано изделий на 400 тысяч рублей, работников насчитывалось около 200, включая 45 подростков.
Фабрика производила, в основном из серебра, много кабинетных, интерьерных, подарочных вещей, столовых приборов и предметов сервировки.
Чарующие тонкие эмали особо выделяют работы Клингерта среди других московских ювелиров. Будучи великолепным эмальером, Густав Густавович, естественно, не производил эти прекрасные произведения на фабрике лично, однако его манера исполнения и стиль всегда узнаваемы в каждом изделии. Изюминка Клингерта — эмаль удивительного бирюзового цвета. Еще одна дизайнерская особенность производства Клингерта: геометрический орнамент «соты», выполненный в технике выемчатой эмали. Предметы выглядят удивительно элегантно и привлекательно, несмотря на однообразие рисунка и применение всего двух либо трех локальных цветов.
Густав Густавович слыл известным московским нумизматом, владельцем богатейшей коллекции русских монет. Как ювелир, он имел преимущественную возможность для приобретения старинных, порой очень редких экземпляров. В 1898–1015 гг. он был членом Московского нумизматического общества.
Каталог собрания монет Клингерта, вышедший в 1910 г., остается одним из главных в области исследований русской нумизматики и ссылок аукционных домов.
Что стало с фабрикой и самим Густавом Густавовичем точно неизвестно. Есть сведения, что фабрика была продана Клингертом после революции рижским предпринимателям, по другой версии фабрика была разгромлена во время антинемецких выступлений в мае 1915 года.
(По материалам антиквартной галереи "Лермонтов").