Начало здесь
В «обтекаемом десятилетии» тридцатых годов прошлого века автомобильная аэродинамика была названа великим прорывом в современном высокоскоростном автомобиле. Это была почти религия, и ее влияние было почти всеобщим. К концу тридцатых годов в модельных студиях каждого производителя были реализованы весьма обтекаемые автомобильные концепции, если они еще не сходили с конвейера. Предполагалось, что в послевоенную эпоху будут доминировать дальнейшие разработки по аэродинамике на тему Tatra, такие как, например, Torpedo Tucker 1947 года. Но реальность оказалась совсем другой, а в США особенно.
Важно обратить внимание на аэродинамику и упорядочение в более широком контексте. Оптимизация автомобильной промышленности была лишь незначительной частью самого влиятельного единого дизайнерского движения в истории. Трансформация потребительских и промышленных товаров, а также искусственной среды, в которой использовались традиционные орнаменты, классические влияния и воздействие механического функционирования, в среду, в которой неожиданно внешняя оболочка стала первостепенной, была парадигмой, меняющимся событием.
Тот факт, что это произошло во время великой глобальной депрессии, дал продвижению аэродинамики преобразующий потенциал; общественность увидела упорядоченность как способ «двигаться вперед», и всё, от зданий, автофургонов до тостеров было охвачено «движением стримлайна».
Наилучшая реклама этого движения была воплощена на Нью-Йоркской всемирной выставке 1939 года, тема которой - «Построение мира будущего». И здание GM здесь было зенитом ярмарки, особенно его выставка Futurama, которая изображала мир 1960 года, с его четырнадцатью полосами шоссе и гигантскими обтекаемыми многоквартирными домами. Трудно увидеть по фотографиям, но тысячи движущихся миниатюрных автомобилей были идеально обтекаемы, в виде капель, с хвостами, с плавниками – прямо как Tatra 87.
Нет необходимости говорить, что мир завтрашнего дня вскоре после 1939 года был перевёрнут с ног на голову. Война, безусловно, отодвинула некоторые грани дизайнерского движения, которое каким-то образом увидело, что его социальное влияние превысило его понимание. Например, взгляд на прототипы GM с 1946 года ясно показывает, что классическая модель обтекаемости и аэродинамики по-прежнему была доминирующей.
Модели, показанные выше, пытались предсказать эволюцию стиля GM, начиная с задней части и продвигаясь к Cadillac 1960 года со стеклянным куполом и центральным рулевым управлением, но все еще со спинным плавником. Само собой разумеется, фактически Cadillac 1960 года получился совершенно другим! Как говориться: «Предсказывать будущее – неблагодарное дело».
Ниже показана более приземленная концептуальная глиняная модель Cadillac 1948 модельного года, выполненная в 1945 или в 1946 годах, которая по-прежнему демонстрирует сильное влияние аэродинамики в своей широкой передней и сужающейся задней части.
Cadillac 1948 известен, в основном, появлением на нём задних килей (плавников). Но это было незначительно по сравнению с более значимыми отклонениями от продвинутых дизайнов GM: решением сохранить классические пропорции длинного переднего капота, короткой кормы и, в довершение, выделить все массивной решеткой радиатора. В Cadillac правильно предсказали либо даже возглавили ближайшие десятилетия американского автомобильного дизайна, подчеркивая классические пропорции по сравнению с аэродинамикой. С еще более мощными двигателями V8 и неуклонно падающей ценой на бензин, кому нужны были обманывающие ветер автомобили, особенно, когда провал Airflow был еще свеж в коллективной памяти Детройта? Это не значит, что упорядоченная эра и аэродинамика еще не изменили индустрию. Сadillac 48-го года, возможно, стал поворотным моментом в сторону от стремления к аэродинамическим идеалам в США, но другие производители, особенно независимые, принимали различные степени их влияния на дизайн под собственную ответственность.
В числе первых из всех новых послевоенных автомобилей в Kaiser-Frazers 1947 года отразили новый «понтонный стиль», прагматичную адаптацию обтекаемых элементов дизайна, приспособленных к более консервативной американской публике, а также рационализировали конструкцию.
Абсолютно новый Studebaker 1947 года также показывает довольно приглушенные, но безошибочные аэродинамические влияния на тенденции стиля эпохи: понтонный корпус, омраченный здесь функционально ненужными рудиментарными задними «крыльями» и яркой акцентной линией, где ранее был бампер. Длинный хвост Studebaker - пережиток заднемоторных концепций, которые были изначально задуманы, но затем отброшены.
Hudson 1948 года стал более смелым шагом, с его «опущенной» рамой и конфетным стилем. У этого автомобиля абсолютно отсутствовали кили, наоборот его покатый силуэт и закрытые задние колёса призывали «проходить сквозь» воздух, а не «разрезать» его.
Nash же отнесся к аэродинамике более серьезно, чем остальные. Его совершенно новый дизайн Airflyte 1949 года демонстрирует довольно полное принятие основных принципов аэродинамики. Но и Nash, и Hudson вскоре заплатили высокую цену за свои аэродинамические дизайны: поскольку вкус быстро менялся, появлялись купе с жестким верхом и седаны, большие стеклянные области и более прямолинейный дизайн. А их кузова были не так адаптируемы, как у Большой тройки. Агрессивные ежегодные циклы рестайлинга сыграли значительную роль в гибели независимых производителей в течение пятидесятых годов.
1948 Tucker Torpedo до сих пор воспринимается некоторыми как направление, которое американская индустрия могла бы принять, но предпочла не делать этого. Ведь это потрясающий дизайн, и, безусловно, значительно более аэродинамичный, чем любой автомобиль в среднем. Заднемоторный фастбэк с воздушным охлаждением двигателя! Дизайнер Alex Tremulis (Алекс Тремулис) явно шел по пути, по которому Tatra Т77 прошла пятнадцать лет назад, но с меньшей убежденностью. Это отражается в его выборе включить традиционные хвостовые кили, которые Tatra и даже Frazers, Hudson и Nash уже выбросили за борт.
Коэффициент динамического сопротивления Tucker составлял от 0,30 до 0,37 и был превосходным для того времени, но все еще далек от 0,212 T77. Общественный отклик на прототипы Lincoln Zephyr давал понять, что американцы противятся полноразмерным автомобилям с задним расположением двигателя. А Tucker в плане дизайна выглядел немного старомодно по сравнению с тем, что задумывали европейцы.
Из-за очень разных обстоятельств в отношении стоимости топлива, экономики и более прогрессивного мышления аэродинамическая эра тридцатых годов была лишь предварительным показом приближающихся достопримечательностей. Гораздо больше, чем послевоенные американцы, европейцы увидели подлинные возможности в сочетании аэродинамики и маленьких автомобилей для создания прорывов в производительности, эффективности и доступности для начинающих автомобилистов, требующих новых автомобилей. Трехместное купе Wimille 1948 года с тремя двигателями не предназначалось для нижнего ценового уровня рынка, но оно дает четкую картину того, как европейцы продвигались вперед с аэродинамическим дизайном.
Прототип Saab 92 1947 года на самом деле более чем тридцатилетний откат от Tatra, но его четкость линий и функциональность благодаря переднеприводной компоновке делают его восхитительную корму достойной наслаждения. Его Cd 0,35 был превосходен для автомобиля почти серийного производства.
Более радикальной концепцией была 1948 Panhard Dynavia. Слишком аэродинамичный дизайн (Cd 0,28), основанный на автомобиле Panhard Dyna, который сам по себе был очень продвинутым маленьким автомобилем с 2-цилиндровым двигателем и передним приводом. Но практические ограничения таких заостренных хвостов, не говоря уже о комфорте пассажиров (без кондиционера), провалили еще одну несбывшуюся аэродимическую мечту.
Даже самые маленькие машины показали аэродинамическое влияние. Например, Isetta представляет собой миниатюрный обтекаемый автомобиль в форме яйца, напоминающий продвинутые концепции Cadillac, о которых говорилось выше.
В 1953 году Alfa Romeo заказала построить открытый или закрытый кузов для комфортных путешествий с максимальной аэродинамикой. Полученное в результате купе Disco Volante (летающая тарелка) получило Cd 0,26.
Затем Альфа заказала компании Бертоне построить серию купе, чтобы еще больше увеличить аэродинамический коэффициент. Результатом стали автомобили BAT, из которых BAT 7 получил Cd 0,19. В начале пятидесятых годов возобновился интерес к аэродинамике в Европе, но теперь первенство перешло в другие руки.
В то время как немцы были первыми чемпионами, и большинство их автомобилей ранних пятидесятых продемонстрировали сильное авиационное влияние, как Porsche 356 и DKWs и Auto Unions, влиятельный Mercedes занял определенно более прямолинейную и консервативную позицию со своими легковыми автомобилями после флирта со стримлайнерами в тридцатые годы.
Конечно, их гоночные и спортивные автомобили по-прежнему аэродинамически совершенствовались и накапливали огромное количество опыта. Одним из примеров может послужить Mercedes- Benz 300 SLR с выдвижным ветровым тормозом в задней части автомобиля.
Хотя Mercedes был и остается преданным приверженцем практики интеграции аэродинамики, как и Детройт и другие европейские производители, были веские причины для относительно консервативного и прагматичного подхода к своим легковым автомобилям. Максимизация внутреннего объема, места в багажнике и традиционной заднеприводной компоновки не способствовали экстремальным аэродинамическим показателям.
В начале-середине 50-х итальянцы, а особенно французы были более амбициозными в плане аэродинамики. А что же англичане? Форма понтона, безусловно, также была принята, как можно увидеть на примере
В начале-середине 50-х итальянцы, а особенно французы были более амбициозными в плане аэродинамики. А что же англичане? Форма понтона, безусловно, также была принята, как можно увидеть на примере Jaguar Mark 1 1955 года, как и на наиболее амбициозных спортивных автомобилях, купе, седанах. года, как и на наиболее амбициозных спортивных автомобилях, купе, седанах.
Но существовала и такая довольно консервативная британская марка, как MG. Эти машины, будучи современными, выглядели тридцатилетними и усиливали стереотип консервативных британских машин. Это не совсем показательно, но такие машины, как MG, конечно же, не производились в Германии, Франции или Италии в послевоенные годы? Если ретро стиль не задумывался изначально.
С Cd 0,36 Citroen DS был, конечно, отличным стримлайнером для практичного седана в 1955 году. И учитывая, что он изобиловал различными передовыми технологическими особенностями изготовления и дизайна, он подтвердил, что аэродинамика может быть успешно интегрирована в новую формулу – передний привод и небольшой компромисс в пассажирском пространстве.
Учитывая внешнее сходство стиля Studebaker Starliner Coupe 1953 года с Citroen DS – это хорошая примета для США. Это в полной мере показывает, что «обтекаемые» тридцатые годы уже полностью позади, и что стало возможно интегрировать аэродинамические принципы, не застревая на форме капли. Коэффициент лобового сопротивления Starliner Coupe находился около 0,40; но это был единственный максимальный Cd в США, и он был быстро принят в качестве фаворита для серийных рекордов скорости на соляном озере Bonnevile.
Между тем, идея индустрии аэродинамики перешла к… плавникам (хвостовым килям), которые были смело продвинуты их величайшим экспонентом, Virgil Exner (Вирджилом Экснером), чтобы оказать благотворное влияние на стабильность автомобиля и обеспечить контроль устойчивости. Так сказать, пришёл стиль 1957 года.
Конечно, не только Studebaker пользовался спросом на солончаках. Ранние хот-родеры знали, что аэродинамика является ключом к более высоким скоростям. После Второй мировой войны топливные баки самолётов были везде доступны и очень дешевы. Из этих баков были созданы, так называемые, Lakester (Лейкстеры) – разрывающие пространство и время автомобили, обладающие феноменальными скоростями.
Продолжение следует…
При подготовке материала использованы следующие источники: carstyling.ru, automobile-age.info, autowp.ru, cardesign.ru, работа - Ferdinand-porshe-falshivyy-geniy.html, curbsideclassic.com, youtube.com, google.com, en.wikipedia.org, oldtimer.ru, airwar.ru, abs-market.ru
Все фотографии получены из открытых источников.
Для вас с огромным удовольствием, Артем Авраменко
Нажать на кнопочку лайк и поделиться не займёт у вас много времени, но будет главной наградой для автора. Читайте и подписывайтесь!