Найти тему
машина

Автобусы семейств КАВЗ-3974 и КАВЗ-3976

Это 6-я часть большой статьи о «коробочках», капотных автобусах на шасси грузовиков ГАЗ. Данная часть целиком посвящена капотным автобусам КАВЗ, строившимся на шасси ГАЗ-3307, ГАЗ-3308 и ГАЗ-3309. Ссылки на предыдущие части статьи приведены в самом конце.

Текст: Николай Марков, Денис Дементьев

В конце 1980-х годов на Курганском автобусном заводе приступили к проектированию преемника устаревшей «коробочки» серии КАВЗ-3270. Из-за слишком маленькой высоты салона та больше не соответствовала правилу ЕЭК ООН № 36, которое стало обязательным для всех советских автобусов. Курганцы хотели разработать принципиально новую машину вагонной компоновки, однако из Минавтопрома СССР спустили директиву создать новый «капотник», унифицированный по кузову с ПАЗ-3205. В металле было воплощено несколько образцов таких машин, получивших обозначения КАВЗ-3290 и КАВЗ-3974. Первый отличался оригинальным оперением с интегральным (объединенным с крыльями) капотом, последующие имели стандартное оперение от грузовика ГАЗ-3307, а у самых поздних КАВЗ-3974 отсутствовала водительская дверь.

Серийный КАВЗ-3270 и опытные КАВЗ-3290, КАВЗ-3974 и КАВЗ-3976 (фото А.Кузюрина)
Серийный КАВЗ-3270 и опытные КАВЗ-3290, КАВЗ-3974 и КАВЗ-3976 (фото А.Кузюрина)

Развития этот проект не получил: во время показа новинки министру Пугину тот отозвался о ней крайне негативно и порекомендовал заводчанам осваивать у себя перспективный ПАЗ-3205 «в чистом виде». Но организация производства «пазика» требовала колоссальных затрат на изготовление огромного числа штампов, и в министерстве курганцам в итоге дали «добро» на самостоятельную разработку вагонного автобуса с кузовом модульной конструкции (будущее семейство КАВЗ-3275).

Последний вариант КАВЗ-3974 имел кабину с большим окном вместо водительской двери (заводское фото)
Последний вариант КАВЗ-3974 имел кабину с большим окном вместо водительской двери (заводское фото)

В 1991 году путевку в жизнь получила «коробочка» КАВЗ-3976, представлявшая собой сочетание шасси ГАЗ-33074-1010 и пассажирского кузова от КАВЗ-3271. Но в 1990-х «коробочки» уже перестали быть монополистами конвейеров КАВЗа – заводом мелкосерийно выпускались и оригинальные вагонные автобусы серии КАВЗ-3275, и «вахтовки» на шасси Урал, и даже городские «Икарусы»! Однако именно капотные автобусы семейства КАВЗ-3976 оставались основой производственной программы предприятия вплоть до 31 декабря 2007 года, когда сборочный цех покинула последняя «коробочка».

Серийный КАВЗ-3976 (заводское фото)
Серийный КАВЗ-3976 (заводское фото)

За 17 лет производства серия КАВЗ-3976 обросла десятками модификаций. В числе первых были освоены северная 397601 и газобаллонная 39761 (1991), люксовая 3976-013, 39768 с японским дизелем Hino (1993), грузопассажирская 3976-014, упрощенная сельскохозяйственная 3976-015 и северная грузопассажирская 397601-014 (1994). В том же 1994 году после долгого перерыва на КАВЗе вновь вспомнили про автолавки, разработав соответствующий вариант автобуса 3976: вместо первых двух окон по правому борту он получил витрину с откидным прилавком, а в неотгороженном от кабины салоне размещались стеллажи для товара, 2-местное сиденье для продавцов и столик.

Из машин семейства 3976, не пошедших в серию, можно отметить созданный еще в 1987 году горный автобус КАВЗ-39762 на шасси ГАЗ-4301 с дизельной «шестеркой» воздушного охлаждения ГАЗ-542.10. Позже, в 1990-х, оснащенные «газовскими» дизелями (правда, 4-цилиндровыми) «коробочки» КАВЗ-39763 не только добрались до конвейера, но в 1996-1998 годах едва не вытеснили из производства традиционные карбюраторные модели – как раз в этот период времени ОАО «ГАЗ» остановило выпуск бензиновых грузовиков, поэтому курганцам пришлось самостоятельно устанавливать карбюраторные двигатели на автобусные шасси. А в ноябре 1998-го на КАВЗе приняли решение о налаживании самостоятельной сборки автобусных шасси с карбюраторными двигателями ЗМЗ-511.10 по лицензии ОАО «ГАЗ». Сборку автобусов с дизелями марки ГАЗ в том же году прекратили. В 2000-х годах в линейке КАВЗов вновь появились автобусы с индексом 39763, но то были уже машины с дизелями Д-245 Минского моторного завода.

КАВЗ-39763 с дизелем ГАЗ-544 воздушного охлаждения можно узнать по выведенному на левое крыло воздухозаборнику двигателя (заводское фото)
КАВЗ-39763 с дизелем ГАЗ-544 воздушного охлаждения можно узнать по выведенному на левое крыло воздухозаборнику двигателя (заводское фото)

В 1994 году появились «коробочки» с удлиненными колесной базой (с 3,77 до 4,55 метров) и задним свесом кузова. Вместимость таких машин увеличилась до 34 человек при 29 местах для сидения, а длина – до 8,26 метров. Модификация с карбюраторной «восьмеркой» ЗМЗ получила обозначение КАВЗ-39765, а с турбодизельной «четверкой» фирмы Hino – КАВЗ-39767 (позже его же присвоили модификациям с дизелем ММЗ).

Серийный длиннобазный КАВЗ-39765 (фото С.Андреева)
Серийный длиннобазный КАВЗ-39765 (фото С.Андреева)

Однако широкое распространение «длиннобазники» получили лишь в последние годы выпуска благодаря школьной модификации КАВЗ-39765-023-01, массово поставлявшейся в российские регионы в рамках нацпроекта «Образование». Такие же машины закупила и Беларусь.

Школьные автобусы КАВЗ-39765-023-01 в большом количестве работали в РФ и РБ (фото Н. Маркова)
Школьные автобусы КАВЗ-39765-023-01 в большом количестве работали в РФ и РБ (фото Н. Маркова)

Опыты курганцев по удлинению «коробочек» не ограничились восемью метрами: практически одновременно с «семьсот шестьдесят пятой» моделью был разработан КАВЗ-39769 длиной 9,2 метров, в салоне которого удалось разместить сиденья для 32 пассажиров! Поскольку полная масса этой машины увеличилась на тонну, для нее пришлось использовать более тяжелое шасси ГАЗ-4301.

Опыт эксплуатации таких монстров быстро показал недостаточную прочность рамы, лопающейся и закручивающейся «винтом» при езде по разбитым дорогам. Да и с маневренностью у КАВЗ-39769 были очевидные проблемы, поэтому общий тираж этих автобусов не превысил полутора десятков экземпляров, разошедшихся по курганским автохозяйствам.

Автобусы семейства 3976 последних лет выпуска имели ряд серьезных отличий от своих «однофамильцев» образца 1990-х. Так, в связи с ужесточением сертификационных требований по документам они уже не имели права перевозки стоячих пассажиров и оснащались не более чем четырьмя местами для сидения в последнем ряду для беспрепятственного доступа к аварийной двери в задней стенке кузова. Вместимость всех исполнений длиннобазных автобусов также была откорректирована в сторону уменьшения до 22 человек. Кроме того, школьные модели, а также версии, предназначенные для маршрутных перевозок, получили антиблокировочную систему тормозов.

Курганская «коробочка» позднего выпуска  (КАВЗ-39762 2004 г.в.) - уже с измененными передними скатами крыши и без застекленного рейсоуказателя (фото М.Чернявского)
Курганская «коробочка» позднего выпуска (КАВЗ-39762 2004 г.в.) - уже с измененными передними скатами крыши и без застекленного рейсоуказателя (фото М.Чернявского)

Наконец, под занавес производства «коробочек» в 2003 г. КАВЗ освоил еще и полноприводную модификацию на шасси ГАЗ-3308 «Садко» с односкатной ошиновкой, которая получила собственный индекс 39766. Ну а 31 декабря 2007 г. выпуск капотных автобусов на Курганском автобусном заводе был полностью прекращен.

Полноприводные КАВЗ-39766 производились с 2003 года (фото С. Андреева)
Полноприводные КАВЗ-39766 производились с 2003 года (фото С. Андреева)

ПРОДОЛЖЕНИЕ (Часть 7) читайте ЗДЕСЬ!
Предыдущие части смотрите по ссылкам:
ЧАСТЬ 4 (автобусы КАВЗ на шасси ГАЗ-51И и ГАЗ-63Е)
ЧАСТЬ 5 (автобусы КАВЗ на шасси ГАЗ-52 и ГАЗ-53)

Автобусы
2498 интересуются