Найти в Дзене
"МАГИЯ РЕТРО ТЕХНИКИ"

Штатные радиоприемники автомобилей Москвич МЗМА/АЗЛК, 1964-1987 г.в.

Хочу продолжить историю установки штатных радиоприемников на автомобили Московского завода малолитражных автомобилей (МЗМА, с 1968 года АЗЛК). В прошлой статье речь шла о радиоприемниках Москвичей серии «425» (402/403/407/410/411/423/424/430 и пр.), в этой я расскажу о радиоприемниках, которые штатно устанавливались на более поздние модели МЗМА/АЗЛК. В августе 1964 года с конвейера сошли первые автомобили Москвич-408, на которые штатно были установлены радиоприемники АТ-64, которые выпускал Муромский радиозавод. Схемотехника радиоприемника АТ-64 построена на 11 транзисторах, была отработана на экспортном радиоприемнике АТ-63, который устанавливался на модели 403Э/424Э, но конструкция и дизайн АТ-64 полностью оригинальные.

Радиоприемник АТ-64, 1964-1974 г.в.
Радиоприемник АТ-64, 1964-1974 г.в.

АТ-64 имеет два диапазона, ДВ 150 - 415 кГц (2000,0 - 725,0 м), СВ - 520 - 1500 кГц (578,0 -200,0 м), прием производится на штыревую антенну АР-44, предусмотрена эффективная система АРУ. Чувствительность приёмника в диапазоне ДВ 150 мкв, СВ 50 мкв. Избирательность по соседнему каналу (при расстройке на ± 10 кгц) не хуже 30 дб; ослабление зеркального канала в диапазоне ДВ 34 дб, СВ 30 дб. Номинальная выходная мощность УНЧ составляет 2 Вт. Диапазон воспроизводимых звуковых частот составляет 120-4000 гц, имеется регулировка тембра. Мощность, потребляемая от источника питания не превышает 10 Вт. Питание от бортовой сети напряжением 12,8 В. Габаритные размеры составляют 200х131х77 мм, вес без упаковки и громкоговорителя составляет 2,15 кг, вес установочного комплекта 3,5 кг. Крепление радиоприемника осуществляется к нижней части торпедо с помощью болтов. АТ-64 очень надежен и долговечен, наверное единственный недостаток это громоздкий корпус и немалый вес для подвесной конструкции, выпускался с 1964 года по 1974 год, устанавливался и на последующих моделях 412/426/427, а также с 1967 года по 1969 год на Москвичах 408/412 Ижевского автозавода. С 1974 года на автомобили Москвич-408/412 стали устанавливать радиоприемник «вазовского» типа А-370М, адаптированный конструктивно для установки в обновленное травмобезопасное торпедо.

Радиоприемник А-370М  в обновленном травмобезопасном торпедо экспортного  автомобиля Москвич-412
Радиоприемник А-370М в обновленном травмобезопасном торпедо экспортного автомобиля Москвич-412

Схемотехника радиоприемника А-370М, относящегося к 3-му классу по советской классификации 70-х годов, построена по супергетеродинной схеме с ПЧ 465 Кгц, на дискретных элементах, включающей 8 транзисторов и 3 диода, также как и АТ-64 имеет два диапазона, ДВ 150 - 415 кГц (2000,0 - 725,0 м), СВ - 520 - 1500 кГц (578,0 -200,0 м), Чувствительность в диапазонах ДВ 250 мкВ, СВ 75 мкВ. Полоса воспроизводимых частот составляет 150-4000 Гц. Номинальная выходная мощность 2 Вт. Питание от бортовой сети напряжением 12,8 В. Потребляемая мощность 8 Вт. Габариты радиоприемника А-370 составляют 39х94х172 мм, вес без отражательной доски с громкоговорителем составляет 2 кг. К слову сказать, радиоприемник А-370М, не является развитием конструкции АТ-64, радиоприемники линейки А-370 являются лицензионными версиями итальянских радиоприемников Autovox Piper, лицензии на данную линейку радиоприемников были переданы на ВАЗ в составе документации на производство Fiat-124, ВАЗ передал лицензии на производство радиоприемников МРЗ, который выступил в качестве смежника и специализировался на серийном изготовлении автомобильных радиоприемников для МЗМА/АЗЛК и ГАЗ. С освоением лицезионных автомобильных радиоприемников линейки А-370 в СССР был внедрен установочный стандарт Philips для компактных автомобильных радиоприемников, соответствующий данной линейке, получивший широкое распространение в Западной Европе с середины 60-х годов, МРЗ освоил и грузовиковые версии данных радиоприемников с питанием 24В. В 1976 году АЗЛК освоил новую модель Москвич-2140 для нее МРЗ выпустил радиоприемник А-373М, который помимо диапазонов ДВ, СВ имел диапазон УКВ 66-73 МГц, для комплектации части экспортных версий Москвич-2140 выпускался радиоприемник А-373МЕ имевший диапазон УКВ 88-104 МГц, вазовские версии А-373/373Е предназначались для ВАЗ-21011,21021,21023. Радиоприемник А-373М имеет в схеме 6 микросхем и 4 транзистора, если честно, то примененные микросхемы надежностью не отличаются, поэтому А-370М надежней чем А-373М, и выходит из строя крайне редко.

А-370М, А-373М, Былина-310, все взаимозаменяемые по установочным стандартам
А-370М, А-373М, Былина-310, все взаимозаменяемые по установочным стандартам

-5

На ранних автомобилях Москвич-2140 радиоприемники А-373М встречались не часто, из-за их нехватки продолжали ставить радиоприемники А-370 до 1980 года.

Радиоприемник А-370 на предсерийном автомобиле Москвич-412М, ставшим серийным Москвич-2140
Радиоприемник А-370 на предсерийном автомобиле Москвич-412М, ставшим серийным Москвич-2140

С 1980 года на часть автомобилей Москвич-2140, в основном предназначенных для использовании в госсекторе, ставили ставить упрощенные радиоприемники А-373БМ у которых не было диапазона УКВ, с 1981 года выпускался также радиоприемник А-327М у него вместо УКВ был диапазон КВ 31м, предназначался для установки на сельский вариант Москвич-21406, но и на нем встречался не часто. В 1987 году радиоприемники А-373М/Е были модернизированы и получили название Былина-310М/310МЕ, изменения коснулись в основном дизайна лицевой панели, схемотехника принципиальных изменений не получала, соответственно и надежность не повысилась. Особняком стоял автомобиль Москвич-2140-117 «люкс», который начал серийно выпускаться с 1982 года (были и предсерийные версии), он имел оригинальное торпедо, которое рассчитано на установочные размеры радиоприемника 2-го класса А-271, изготовляемого МРЗ по лицензии полноразмерного Autovox, впервые А-271 был установлен на ВАЗ-2103 в конце 1972 года, в 1974 году появилась модификация А-271Г.

Торпедо Москвич-2140-117 "люкс" с радиоприемником Былина-207В
Торпедо Москвич-2140-117 "люкс" с радиоприемником Былина-207В

Схемотехника радиоприемника А-271 построена на гибридных микросхемах и транзисторах. Чувствительность с автомобильной антенной в диапазонах: ДВ, СВ –составляет 0,1-0,5 мв/м, в диапазоне УКВ - 40 мкВ. Селективность в АМ диапазонах 36 дБ. Полоса воспроизводимых частот 100-3550 Гц в АМ тракте (ДВ/СВ) и 100-10000 Гц в ЧМ (УКВ). А-271 имеет механическую память для фиксированного переключения на 2 радиостанции в диапазоне ДВ, две в диапазоне УКВ и одну в диапазоне СВ. Имеется АРУ, регулировка тембра, АПЧ в УКВ диапазоне. В качестве акустической системы используется динамик 4ГД-8Е (или 5ГДШ-5-4). Номинальная выходная мощность 3 Вт. Размеры радиоприемника А-271 составляют 54х185х190 мм, вес без динамика составляет 1,8 кг.

Радиоприемник А-271, 1972-1982 г.в.
Радиоприемник А-271, 1972-1982 г.в.
Ранний радиоприемник А-275В отличается от А-271 светодиодным индикатором диапазонов, подшкальником, и еще кое-какой мелочевкой, 1980-1982 г.в.
Ранний радиоприемник А-275В отличается от А-271 светодиодным индикатором диапазонов, подшкальником, и еще кое-какой мелочевкой, 1980-1982 г.в.
Радиоприемник Былина-207В, ранняя фактически не отличалась от А-275В, кроме оформления лицевой панели, поздней изменили схему УНЧ, 1983-1987 г.в.
Радиоприемник Былина-207В, ранняя фактически не отличалась от А-275В, кроме оформления лицевой панели, поздней изменили схему УНЧ, 1983-1987 г.в.

В чистом виде радиоприемник А-271 ставился на предсерийные версии люксов и самые ранние серийные, в основном в начале серийного выпуска ставился радиоприемник А-275В , который являлся модернизированной версией А-271, к 1983 году А-275В в результате модернизаций трансформировался в Былину-207В, но по сути это тот же радиоприемник А-271 со светодиодной индикацией диапазонов, и другой облицовкой, схемотехника тоже изменялась по мере модернизации, появился УНЧ собранный на микросхеме, несколько изменилась схема блока УКВ. Все радиоприемники этой линейки имели экспортные версии с диапазоном УКВ 88-104 МГц, А-271Е (ТЕ), А-275ВЕ, Былина-207ВЕ, эти радиоприемники редки, выпускались ограниченными партиями только для комплектации экспортных автомобилей. В 1987 году в серийное производство был запущен Москвич-2141, для его комплектации МРЗ выпустил радиоприемник Былина-315-41, который позиционировался как 3-й класс.

Радиоприемник Былина-315-41, 1986-1992 г.в.
Радиоприемник Былина-315-41, 1986-1992 г.в.

Схемотехника радиоприемника Былина-315-41 построена на микросхемах и транзисторах. Чувствительность с автомобильной антенной в диапазонах: ДВ, СВ, КВ (31м) –составляет 0,1-0,5 мв/м, в диапазоне УКВ - 40 мкВ. Селективность в АМ диапазонах 36 дБ. Полоса воспроизводимых частот 100-3550 Гц в АМ тракте (ДВ/СВ/КВ) и 100-10000 Гц в ЧМ (УКВ). Имеется АРУ, регулировка тембра, АПЧ в УКВ диапазоне. В качестве акустической системы используется динамик 5ГДШ-5-4. Номинальная выходная мощность 5 Вт. Размеры радиоприемника Былина-315-41 составляют 152х180х52 мм, вес с динамиком составляет 2,9 кг. Былина-315-41 выпускалась с диапазоном УКВ 66-74 МГц, выпускалась также экспортная модификация Былина-315Е-41 с диапазоном УКВ 88-104 МГц. В 1987 году на последних выпущенных автомобилях Москвич-2140-117 «люкс» встречался радиоприемник Былина-315-06.

Что интересно, практически все автомобили Москвич и Волга комплектовались радиоприемниками на конвейере, исключение составляли небольшие партии специального назначения и такси. А вот ВАЗ в начале выпуска комплектовал радиоприемниками не более 10% выпускаемых автомобилей, от года к году снижая этот процент, оставляя радиофикацию потребителю, к слову сказать для радиофикации ВАЗов несколько советских радиозаводов освоили выпуск радиоприемников.

Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, будет еще много интересного и занятного! С уважением к читателям! Не болейте и не унывайте! Все будет хорошо!
Сергей Буров
Авто
5,66 млн интересуются