После применения в Великой Отечественной войне штурмовиков Ил-2 и их больших потерях, было решено отменить штурмовую авиацию, их функции возложить на истребители-бомбардировщики.
Но со временем пришли к выводу, что все же нужен самолёт непосредственной поддержки пехоты. Истребители на больших скоростях не успевают увидеть и поразить цель, в при заходе на второй круг, их уже ждёт ПВО.
В середине 70-х в инициативном порядке, а все что делается самими производителями в таком порядке почти всегда имеет наилучшие наработки, которые только может выдать фирма, создавался самолёт-штурмовик.
В 1968 г. формулируются требования к самолету, он должен был выдерживать обстрел бронебойными пулями и держать осколки ракет. Уметь летать с грунта. Иметь короткое время подготовки к вылету. На нем должны легко летать лётчики средней квалификации.
Прототип получил наименование - самолёт поля боя (СПБ).
В ходе разработки самолёта испытали около 600 образцов и макетов. Проведено большое количество исследовательских работ по 40 темам. И в феврале 1975 г. в воздух поднялся прототип штурмовика Т-8. В марте 1981 г. штурмовик получивший название Су-25 принимается на вооружение.
Самолёт активно испытывался, а затем воевал в Афганистане. Су-25 работали по целям бомбами и неуправляемыми ракетами. Во время боевого применения выявились как положительные, так и отрицательные стороны самолета. Малый радиус виража 400 - 500 метров позволял довернуть самолет на обнаруженную цель. Из-за большой площади крыла и его механизации штурмовик с боевой нагрузкой 4 тонны (8 "пятисоток" ФАБ) поднимался в воздух с полосы до 1300 м. Су-17 с тонной поднимался только в конце полосы. На 25-й можно было подвесить 100-, 250-кг и 500 кг фугасные бомбы, если требовалось поджечь цель сбрасывали 500-кг бак ЗБ-500ГД с загущенным бензином и керосином, он накрывал площадь 1300 квадратных метров огненным ковром, к тому же разлеталась пропитанная огнесмесью ветошь, увеличивая площадь возгораний.
Самолет прочесывал цели из 32-х зарядных блоков УБ-32-57 осколочно-фугасными НАР С-5М и С-5МО. Они накрывали до 400 квадратных метров поверхности. Причем выпускали сразу до 12 ракет. Минусом было ухудшение летных качеств. Позднее была принята на вооружение серия 80-мм неуправляемых ракет М - осколочная, БМ - с упрочненной боевой частью, для разрушения скал, ДМ - с жидким взрывчатым веществом, туман ВВ заползал во все закоулки и поражал противника.
Позднее на вооружение поступили 122-мм ракетные блоки Б-13Л с дальностью пуска до 4 км. В блок вмещалось 5 неуправляемых ракет С-13-ОФ.
Применялась и объемно-детонирующая бомба ОДАБ-500П, она в три раза превосходила по действию фугаски такого же веса. В радиусе до 25 метров поражались все постройки, подрывались мины, на сотни метров поражались люди ударной волной, правда, в полном объеме эффект происходил только в долинах. Чтобы облако не рассеивалось когда дул сильный ветер или стояла жара, сбрасывали дымовую бомбу и объемно-детонирующую, дым не позволял облаку развеиваться. Наилучших результатов добивались с двумя ДАБ-500 и шестью ОДАБ-500П.
Еще одной мощной ракетой была НАР С-24, она с двух километров попадала в цель диаметром 8 метров. Другой тяжелой неуправляемой ракетой была С-25-ОФ и ОФМ с 200-кг взрывчатки. Спецмодификация могла наводиться с помощью лазера - С-25Л.
Применялось и управляемое оружие ракеты Х-25 и Х-29Л с лазерным самонаведением, причем подсвечивать цель лазером мог другой самолет или наземный наводчик, аппаратура подсветки монтировалась на БТР-80.
На Су-25 могли подвесить установку СППУ-22-01 с пушкой ГШ-23.
Штурмовик проводил и минирование горных дорог, он брал до 4 контейнеров КМГУ, с 24 противопехотными осколочными минами-«лягушками» ПОМ или фугасными ПФМ в контейнерах БК. Сбрасывали и маленькие мины размером с ладонь, почти незаметные под ногами, их заряда хватало ранить и обездвижить противника, что в горах означало гибель.
Су-25 мог открыть огонь по душманам из бортовой пушки ГШ-2-30, причем стреляли 2-3 длинными очередями, чтобы наверняка поразить цель, быстро расходуя боеприпасы.
Летчик прицеливался для огня из пушки, стрельбы ракетами и бомбометания с помощью прицела АСП-17БЦ-8. Пилот ловил цель в марке прицела, автоматически рассчитывалась дальность с помощью лазерного дальномера, делались поправки на скорость, высоту, баллистику боеприпасов и температуру воздуха, в определенный момент давая команду на применение оружие. Лучшие результаты были на равнинах, в горах вычислитель выдавал ошибки прицеливания, летчики в таком случае пользовались АСП как простым коллиматорным прицелом, а бомбы сбрасывали как говорили в войну "по сапогу".
Пулеметный огонь, до ДШК включительно (если вражеский стрелок не попадал в уязвимые места), с земли зачастую не мог пробить титановый бронекороб и лобовое бронестекло. Су-25 мог выдерживать и попадания зенитных ракет.
Для защиты от ракет с тепловым наведением монтировали установку из четырех кассет АСО-2В с пиропатронами ППИ-26 (ЛО-56), правда, их хватало только на минуту и летчики не успевали выпустить ложные цели, ГСН захватывала двигатель Су-25. Впоследствии количество пиропатронов увеличили, автоматизировали их запуск в момент начала атаки и выхода из нее. С появлением новых более мощных ракет "Стингер" самолеты возвращались с разрушениями двигателя, причем лопатки разрушившегося мотора работали как осколки. С целью защиты конструкции изолировали двигатель стальными плитами и защитными матами из стеклоткани. Прикрыли топливные трубопроводы экранами.
Выявлялись и недостатки из-за недостаточно эффективных воздушных тормозов, ввели бустеры в управлении элеронами. Ввели дублированный механический разворот переднего колеса шасси, доработали топливную систему и подняли ресурс двигателей. Чтобы мощная пушка не разрушала самолет усилили узлы крепления орудия и элементы конструкции. Отдача пушки влияла на надежность радиоэлектронного оборудования. В состав радиоэлектроники входили автоматический радиокомпас АРК-15 и навигационная радиосистема РСБН-6С.
Тем временем война без особых успехов шла своим чередом. СССР стремился победить в Афганистане, планировали даже к 7 ноября 1982 г. додавить контрреволюцию, правда, без серьезного наращивания группировки войск это было невозможно. Когда треть советских войск вместо борьбы с моджахедами занимается охраной коммуникаций никак войну не выиграть. Кстати в такую же лужу сели и американцы. Для победы нужна внушительная группировка и мощное снабжение.
Штурмовики были своего рода и вызволителями пленных, они проводили демонстрационный бомбо-штурмовой удар и пленных выдавали. Так, они освободили около 100 человек.
Летчики-штурмовики совершали сотни боевых вылетов, самолеты не сбивались часто и имели достаточный ресурс, затем изношенный самолет меняли на новый.
Всего в Афганистане потеряли 34 самолета и 12 пилотов. Из них 10 сожгли на кабульском аэродроме во время его обстрела. Часть самолетов была сбита, часть разбилась в авариях.
По итогам боевого применения, против слабо вооруженного средствами ПВО противника, применение Су-25 было более чем оправданным.
Спасибо за прочтение