Rolls Royce 1914 Admiralty Pattern Armoured Car.
Производство: William Beardmore & Co
Кол-во выпущенных: 3 (2?)
Шасси: Rolls-Royce 40/50 HP Silver Ghost
Боевая масса: 3000 кг
Бронирование: 6,35 мм
Вооружение: Vickers Medium Machine Gun
Экипаж: 3-4
Двигатель Rolls-Royce R6 , 7428см3, 58 л.с.
Размеры (базового автомобиля) 4572х1587 мм
В 1914 году Уинстон Черчилль, с 1911 года Первый лорд Адмиралтейства, стал "крестным отцом" нового для Великобритании типа оружия - бронированных пулеметных автомобилей. По настоятельным требованиям коммандера Чарльза Ромни Сэмсона, частным образом бронировавшего автомобили в Дюнкерке, Адмиралтейство в лице руководителя Авиационного подразделения флота (Admiralty Air Department) коммандера Суэтера (Commodore Murray Sueter) предложило Черчиллю проект бронированной машины на шасси Роллс-Ройс. Машина была больше похожа на адмиралтейский катер, чем на реальное боевое средство, но, видимо именно поэтому, он и понравился Первому Лорду Адмиралтейства. В то время будущий великий политик 20-го века еще не совсем понимал, с чем ему придется столкнуться, и подписал откровенно провальный проект. 5 октября 1914 года Черчилль лично отправился в Антверпен и возглавил оборону города, который бельгийцы уже собирались сдать германской армии. Личное участие помогло не сильно, и даже применение бронированных частей RNAS не спасло ситуацию, город оставили 10 октября, ценой жизни 2500 английских солдат. Но в итоге Дюнкерк и Кале удалось удержать. "Бег к морю" закончился вничью.
Бронеавтомобиль, проект которого был подписан Уинстоном Черчиллем, должен был быть вооружен тремя пулеметами и иметь бронирование на уровне плеча водителя. По планам Черчилля, которые он подписал 11 сентября 1914, должны были быть сформированы броневые части Авиации Морского флота (RNAS) с оснащением 100 боевыми машинами, из них 60 броневиков - 18 на шасси Rolls-Royce 40/50 hp, 21 - Clemen-Talbot 25/40 hp, 21 - Wolseley 30 hp и 40 вспомогательных машин, в том числе 4-х санитарных машин на шасси Wolseley.
Британское адмиралтейство очень прохладно отнеслось к просьбам Чарльза Сэмсона по выпуску полностью бронированных машин и решило строить машины по собственному проекту, который получил в истории условное название Rolls Royce 1914 Admiralty Pattern Armoured Car. Очень быстро был построен деревянный прототип, и начато бронирование автомобилей. Даже по конструкции прототипа видно, что создатели проекта совершенно не имели представления о задачах машин и скорее ориентировались на свой опыт в строительстве боевых катеров, где главной защитой была скорость.
Уже на уровне "дизайн-проекта" стало понятно, что ни о каких трех пулеметах на борту говорить невозможно, их просто нельзя было расположить и использовать одновременно. В итоге бронеавтомобили максимально были вооружены 2-мя - 7,71-мм пулеметом Максима или Виккерса на станке и ручным пулеметом Льюиса. Бронирование было таким же, как и на импровизированных машинах из Дюнкерка - 6,35 мм котельное железо. 4-мм хром-никелевая броневая сталь использовалась только для своеобразной защиты водителя броневика- крыши-рубки над водительским местом. Для охлаждения двигателя в бронированной лобовой части капота сделали двойные открываемые створки. На каждой машине было две точки для установки пулемета, с левого борта и сзади. В отличие от бельгийских и французских бронемашин британцы решили бронировать элементы шасси и колеса, путем установки бронированных коробов.
Именно по типу бронирования передних колес можно отличить в общем-то схожие бронемашины Admiralty Pattern Armoured Car. У Rolls Royce 1914 Admiralty Pattern Armoured Car полностью закрытые колеса в короб с наклонной передней частью, трапецивидная рубка, раскрывающие в сторону створки защиты радиатора, небольшой бронированный козырек перед водителем и ровное закрытие задних колес.
От шасси Rolls-Royce 40/50 HP Silver Ghost сохранялись спицованые колеса с пневматическими шинами, подвеска на листовых рессорах, классическая компоновка 4х2 с задними ведущими колесами. Несмотря на заказ 18 машин только на шасси от Роллс-Ройс, всего было выпущено только шесть бронемашин Rolls Royce 1914 Admiralty Pattern Armoured Car. В конце сентября – начале октября 1914 года машины поступили на вооружение частей RNAS. Резко осложнившаяся ситуация на фронте привела к тому, что, вместо патрулирования пришлось принимать участие в прямых боестолкновениях. Несколько машин было переброшено под Антверпен, где одна из них была захвачена немецкими войсками.
Прибывшие машины совершенно не понравились коммандеру Чарльзу Сэмсону и оставшиеся в его расположении были перебронированы по проекту Феликса Сэмсона. А голые шасси Роллс-Ройсов, поступившие в расположение Адмиралтейсnва, были уже забронированы по новому проекту.
Источник:
Источник: http://aviarmor.net/tww2/armored_cars/greatbritain/ac_rolls-royce_1914.htm
David Fletcher. War cars. British Armored Car in the First World War. 1987
David Fletcher, Henry Morshead . The Rolls-Royce Armoured Car (Osprey New Vanguard 189). Osprey Publishing, 2012