Серия: Джипы
В начале 70-х в производство был запущен новый армейский автомобиль повышенной проходимости – УАЗ-469. Но к тому времени полным ходом шла война в Индокитае. Рельеф Индокитая изобилует реками, озерами, болотами, мангровыми зарослями, много прибрежных зон. Опыт этой войны показал потенциальную необходимость для армии в машине-амфибии. У нас уже был опыт производства таких машин. В начале 70-х годов из такой легкой техники на конвейер стоял транспортер переднего края ЛуАЗ-967.
Но он был медленен на воде и на шоссе. Меж тем, к 1972 году молодой еще ВАЗ добился первых успехов в проектировании будущей ВАЗ-2121 «Нива».
Комфортабельной на шоссе и проходимой за пределами дорог. Было решено поручить тольяттинскому автогиганту проектирование машины амфибии для армии, более скоростной на суше и воде чем ТПК ЛуАЗ-967, и немного под другие задачи. С использованием узлов будущей «Нивы» для унификации и удешевлении производства. Разработка шла полным ходом и вполне успешно, но ясно, что армии нужны были и более мощные амфибии. Было решено дополнить вазовскую разработку «Река» разработкой более тяжелой машины амфибии на УАЗе, с использованием узлов и агрегатов более тяжелого и грузоподъемного чем «Нива» УАЗ-469.
Под разработку новой машины на ульяновском автозаводе создали новый отдел. В целях секретности формально ему было формально поручено конструирование новых автомобилей повышенной проходимости по заказам армии и сельского хозяйства. Это произошло через несколько месяцев после создания первых образцов вазовского изделия под шифром «Река». Разработку на УАЗ начали в 1977 году. Проекту был присвоен шифр «Ягуар», ныне ставший его именем собственным. Машины создавали для оснащения десантно-штурмовых частей, частей морской пехоты, спецназа ГРУ, частей разведки, а также для использования в качестве автомобилей управления и связи. В 1978 году было решено по максиму использовать узлы УАЗ-3151 (модернизация УАЗ-469), за вычетом мотора и раздаточной коробки. При этом, как и на запущенной годом ранее в серийное производство «Ниве» решили использовать постоянный полный привод с блокировкой межосевого дифференциала в случае необходимости. Также предусмотрели, что новая раздатка, как и мотор будут использоваться на перспективных моделях УАЗ. Новая модель становилась форвардом ульяновского автозавода.
Как и разработчики «Реки» создатели «Ягуара» хотели создать агрегат одинаково хороший и на суше, и на воде. Для этого они применили ряд оригинальных по тем временам технических решений. В отличие от предшествующих чисто рамных моделей УАЗ, в УАЗ-3907 «Ягуар» применили сочетание несущего кузова с интегрированной с ним рамой. Тогда на джипах подобное решение еще было редкостью. Рама была создана на базе рамы УАЗ-469 путем ее удлинения спереди и сзади. Обещанный разработчикам мотор УМЗ-421 мощностью 103 л.с. и рабочим объемом 3 литра был установлен не на все опытные машины. Большинство ездили со стандартным для тогдашних уазиков двигателем УМЗ-414 мощностью 77л.с., рабочим объемом 2,5 литра. Но постоянный полный привод был реализован. Мотор подвергся небольшой переработке для улучшения охлаждения. Была применена новая четырехступенчатая механическая коробка передач с синхронизацией на всех передачах переднего хода, впоследствии ее применили на всех машинах УАЗ. А вот постоянный полный привод на серийных уазиках пока своего места еще не нашел. Может быть найдет на новых моделях. Раздаточная коробка имела понижающую передачу. Движение на воде осуществлялось с помощью двух четырехлопастных гребных винтов. От использования колес в качестве водного движителя отказались ввиду низкого КПД такого решения. Также присутствует лебедка самовытаскивания, применимая как на задней, так и на передней первой передаче. Винты приводятся от коробки отбора мощности. Изменения курса во время хода по воде осуществляется с помощью передних колес. Тем самым не потребовались отдельные рули для хода по воде. Днище сделали максимально плоским – это не только облегчило движение по воде, но и повысило проходимость, скомпенсировав значительное повышение веса по сравнению с УАЗ-469. Мосты взяли от армейского УАЗ-469 – с редукторами. Внесли только одно изменение. На переднем посту применили рессоры от заднего моста УАЗ-469. Ручки дверей и приборы управления взяли от продукции автоВАЗа. Двери в отличие от большинства таких машин-амфибий полноценные, по своим габаритам и расположению как на обычном автомобиле. Если, даже их открыть на плаву их обратно прижимает потоком воды. Разработчикам удалось обеспечить их полную герметичность. Как и всей машины в целом. На случай нарушения герметичности предусмотрели откачивающие насосы. За передним рядом сидений в кузове установили две продольные лавки для пассажиров.
Первые образцы построили в 1982 году. Машины испытывали во всех климатических зонах СССР, в самых тяжёлых дорожный и климатических условиях. Автомобиль оказался способным находиться на воде в двухбалльный шторм и при этом перемещаться по шоссе со скоростью 100-110 км/ч. Фактическая допустимая нагрузка на воде и суше была даже выше требуемых 7 человек пассажиров либо 600кг. груза. В 1987 году военные, приняв на вооружение ВАЗ-2122 отказались давать деньги на ее освоение на конвейере.
У них были деньги только на закупку готовых машин. В 1990 году такая же участь постигла детище ульяновцев. МО СССР отказались от УАЗ-3907 «Ягуар».
Технические характеристики УАЗ-3907
Источники: Автолегенды СССР №144.
https://www.youtube.com/watch?v=o3mXzgAb8xE
https://www.kolesa.ru/test-drive/rozhdyonnyj-plavat-test-drajv-amfibii-uaz-3907-yaguar,
https://www.uaz.ru/blog/press/sekretnyij-yaguar-test-unikalnogo-plavayushhego-uaza,
http://www.uazbuka.ru/history/jaguar.htm,
P.S. Прошу комментирующих быть корректными и вежливыми. Оставляю за собой право нарушителей этого правила отправлять в бан без предупреждения.
ТЕХНИКА И ЖИЗНЬ будет рада Вашим "пальцам вверх", подпискам и комментариям!)
Еще один наш проект на Zen.Yandex - СОВРЕМЕННОСТЬ И ИСТОРИЯ - популярным языком об истории и современности