Найти тему
История войн и оружия

Ночной истребитель Хейнкель He-219 Uhu "Филин"

Яндекс картинки
Яндекс картинки

В 1940 г. фирма "Хейнкель" начинает инициативную разработку многофункционального самолета-"охотника" - проект 1060. Он должен был стать тяжёлым истребителем, бомбардировщиком, торпедоносцем, разведчиком.

На нем применили следующие новшества: гермокабину экипажа, дистанционно управляемое вооружение, носовое колесо. Проект зарубили, считалось что такой самолёт не нужен.

Затем генерал-майор Каммхубер смог получить разрешение от Гитлера на разработку для ПВО Германии специализированного самолёта ночного истребителя, выбор пал на проект 1060.

Изначально на самолет хотели поставить мотор "Даймлер Бенц" DB 603G, поставить радиолокатор FuG 212 "Лихтенштейн" С-1. Вооружен он должен был быть двумя 15-мм пушками MG 151 в корне крыльев, в нижнем обтекателе могла устанавливаться 30-мм пушка MK 103 или две 20-мм пушки MG 151. Самолет должен был поднимать 2 тонны бомб.

Стойки поначалу убирались по двум вариантам: назад с поворотом на девяносто градусов или вперед. Остановились на втором варианте.

Самолет начали создавать в 1942 г. в двух вариантах: A - ночной истребитель, B - высотный истребитель-бомбардировщик (планировали поставить двигатель DB 614, удлинить консоли крыла, увеличить экипаж до 3 человек).

Экипаж истребителя должен был состоять из 2 человек, сидевших в гермокабине спина к спине. За кабиной располагались топливные баки. Обороняться должен был самолет дистанционно управляемыми установками с гидравлическим приводом.

Яндекс картинки
Яндекс картинки

Разработка Hs-219 столкнулась как с техническими трудностями мотор DB 603G был недоведен, так и с организационными, начальник Технического управления министерства авиации Мильх вел линию, в целом-то правильную, блокировать производство множества новых самолетов, опираясь на машины освоенные в производстве.

Заказ отстоял все тот же генерал Каммхубер, вместо DB 603G решили ставить DB 603А на 100 самолетах серии А.

Макет уже был готов феврале 1942 г., поступил заказ на 8 опытных истребителей, который был изменен, должно было быть построено 4 опытных и 20 предсерийных экземпляров.

Мешала постройке истребителя работа союзной авиации на заводе Мариенехене после бомбардировки сгорела большая часть чертежей машины, пришлось перевести производство из Ростока в Вену.

В ноябре 1942 г. опытный экземпляр Не 219 VI впервые поднялся в воздух. К декабрю того же года первый этап испытаний был завершен. По результатам полетов удлинили фюзеляж и увеличили площадь хвостового оперения.

Двигатели DB603A были с лобовыми радиаторами, взлетной мощности 1750 л. с.

После испытания комплекса вооружений самолет был принят на вооружение и пошел в серийное производство.

Дистанционно управляемые установки на серийных машинах ставить не стали, усложнялась конструкция, к тому же гидроприводы требовали доработки. Поставили на подвижной установке в конце кабины 13-мм пулемет MG 131. В корне крыльев поставили по две 20-мм пушки MG 151.

Максимальная скорость достигала 610 км/ч, дальность рассчитывалась на 2300 км, если самолет шел со скоростью 480 км/ч.

Позднее самолет получил четыре 20-мм пушки MG 151 под фюзеляжем.

Первоначальный заказ составлял 300 машин.

He-219А-0 — под этим наименованием выпускались с августа 1943 г. предсерийные истребители. Произвели 22 самолета. Под фюзеляжем устанавливались четыре 30-мм пушки MK 103 или 108.

He-219А-1 — предполагалось выпускать с моторами DB 603Е серийно не строился.

Все серийные самолеты получили РЛС "Лихтенштейн".

-3

He-219А-2 — серийный, он почти не отличался от последних серий "нулевой" серии (Не 219A-0/R3). Получил моторы DB 603А или DB 603АА (1670 л.с.) с более мощными компрессорами. На них ставился радиолокатор — FuG 220 и FuG 212. Причем FuG 212 часто снимали. С конца 1943 г. вместо РЛС "Лихтенштейн" C-1 ставили "Лихтенштейн" SN-2. Вооружение было трех видов. М1 две 20-мм пушки в крыле и четыре 30-мм МК-108 под фюзеляжем. М2 четыре 30-мм пушки МК-103 под фюзеляжем, М3 две 20-мм пушки и четыре 30-мм М-103.

Субдмодификация R1 вооружалась двумя 20-мм пушками MG 151/20 в крыле, двумя 30-мм пушками МК 103 под фюзеляжем и специальной установкой "Неправильная музыка" с двумя 30-мм пушками МК 108, она стреляла вперед-вверх. Всего таких самолетов собрали 85 штук.

Установка "Неправильная музыка" (нем. Schräge Musik — Шрéге музи́к, так называли в третьем рейхе джаз музыку якобы только чернокожих и евреев) представляла собой батарею из 30-мм пушек стреляющих вверх-вперед. Немецкий истребитель подходил на снизу к ничего не подозревавшему бомбардировщику и давал хорошую очередь по крыльям, где находились топливные баки. Стрелять в фюзеляж опасались, так как могли сдетонировать бомбы. Наличие такого оружия тщательно скрывалось. В печати утверждали, что бомбардировщики сбивали обычной атакой сверху-вниз. Но это было временное решение, союзники нашли противодействие "Неправильной музыке". От расчистке неба истребителями до удара бомбардировщиков, до установки радиолокаторов "смотрящих" вниз и оборудованием специальных оборонительных пулемётных установок.
-4
https://s00.yaplakal.com/pics/pics_original/7/7/0/14154077.jpg
https://s00.yaplakal.com/pics/pics_original/7/7/0/14154077.jpg

He-219А-3 — истребитель-бомбардировщик с моторами DB 603G и экипажем из 3 человек, который должен был получить моторы DB 603G. Серийно не выпускался.

He-219А-4 — у него увеличили размах крыльев и устанавливали моторы Jumo 222. Серийно не выпускался.

Варианты 3 и 4 могли строиться в ущерб основной модификации поэтому были отклонены.

He-219А-5 получил дополнительный запас топлива, двигатели устанавливали DB 603E, DB 603А или DB 603G. Выпускался вариант с осени 1944 г. На некоторые модификации РЛС "Лихтенштейн" не ставился. Было несколько вариантов вооружения помимо "Неправильной музыки" и штатных крыльевых пушек устанавливали в нижнем обтекателе 20 или 30-мм пушки. Когда английские истребители-бомбардировщики "Москито" стали расчищать небо от немецких ночных истребителей, начали в задней части кабины ставить пулемет и оборудовать третье место для заднего стрелка.

-6

He-219А-6 — специальная версия облегченная для охоты за английскими самолетами "Москито" с двигателями DB 603Е, серийно не выпускалась.

He-219А-7 пошел в производство в феврале 1945 года. Устанавливали двигатель DB 603А, DB 603Е (1800 л.с) и Jumo 213Е (1750 л.с). Более мощные моторы DB 603G потребляли высокооктановый бензин, поэтому от них отказывались. С DB 603G мощностью 1900 л.с. самолёт развивал скорость 665 км/ч. Набирал высоту 12,7 км. Дальность составляла 2000 км.

Самолет получил в дополнение к радару "Лихтенштейну" РЛС FuG 218 «Нептун». Ставились радиостанции FuG 10P и FuG 16ZY, ответчик "свой-чужой" FuG 25a, радиовысотомер FuG 101, систему "слепой" посадки FuBl 2F. Ставили для основного оружия прицел "Реви" 16В и "Реви" 16G для "Неправильной музыки".

Штатным вооружением были две 20-мм пушки MG 151/20 в крыле, 2-4 20- 30-мм пушки под фюзеляжем, кроме того на некоторых самолетах ставилась установка "Неправильная музыка" с двумя 30-мм пушками МК 108.

12 июня 1943 г. Не 219А-0 в первом боевом вылете сбил пять английских бомбардировщиков. Самолет разбился при посадке, не вышли закрыли. Пилот Штрейб и радиооператор Фишер не пострадали.

В других полетах самолеты Не 219 сбили 20 британских бомбардировщиков, в том числе шесть высокоскоростных "Москито".

Мильх несмотря на скепсис все же санкционировал выпуск 24 самолетов в месяц, но технически возможно было выпускать только 10.

В основном поставки шли только в I/NJG 1, несмотря на потери до появления ночных истребителей-бомбардировщиков "Москито" потери противника были больше, чем собственные.

Пилоты и техперсонал отзывались о самолете очень хорошо. Вооружение было мощным, экипаж, боезапас и двигатель прикрывались броней. Мощность двигателей избыточна, самолет мог взлететь на одном двигателе. На He 219 впервые применили первые катапультируемые кресла.

В 1944 г. He-219 являлся наиболее скоростным ночным истребителем люфтваффе.

Тем не менее в конце 1944 г. принимается истребительная программа, которая должна была заблокировать выпуск He-219, Хейнкель проигнорировал эти указания и даже запустил сборочную линию. Правда, выпуск составил только 54 машины и 20 переоборудованных опытных.

-7

Союзники осознавая опасность "Филина" интенсивно бомбили базу I/NJG 1 самолеты перебазировали сначала в Бремен, потом в Вестерлянд, дело дошло до того что летчикам (осталась одна эскадрилья) 9 апреля приказали в качестве пехоты занять оборону на границе Шлезвига, но пока они ехали война закончилась.

Всего выпустили 268 серийных самолётов.

В целом, самолет был довольно удачный, легок в пилотировании, с мощными моторами, сильным вооружением, технически прост в обслуживании. Ни о какой победе над вражеской авиации не было бы и речи, даже если бы их выпускали тысячами, не только по техническим причинам, авиационную мощь союзной авиации уже было невозможно победить.

Спасибо за прочтение