В ставропольском парке Победы помимо прочей техники стоит старенький МиГ-21. Шасси самолёта давно вросли в землю, подфюзеляжный гребень превратился в лохмотья, а разбитый фонарь кабины заколочен листами железа. А между тем этот МиГ - очень редкая машина, изначально предназначавшаяся для индийских ВВС. Таких истребителей было всего 14 на весь СССР.
С 1964 года СССР поставлял в Индию самолёты МиГ-21ФЛ - экспортную версию МиГ-21ПФ. От базовой версии истребители для индийских ВВС отличались увеличенным килем, упрощённой РЛС и двигателями Р11Ф-300.
После индо-пакистанской войны 1965 года страны заключили дипломатическое соглашение, а посредником на переговорах выступала советская сторона. Поставлять вооружение одной из сторон конфликта в такой ситуации было бы странно, поэтому очередную партию МиГ-21ФЛ, уже готовую к отправке, оставили в СССР. По согласованию с Индией, разумеется.
В числе истребителей, оставшихся в Советском Союзе, был и наш МиГ-21ФЛ с бортовым номером 67 (красный) и заводским номером 773501. Как и все остальные ФЛ, этот самолёт был выпущен на московском заводе "Знамя труда". Точный год выпуска мне установить не удалось, однако заводской номер свидетельствует, что самолёт был первым в 35-й серии, состоявшей из 15 самолётов.
В СССР партию из 14 несостоявшихся индийских МиГов отправили в 234-й ГИАП, базировавшийся в Кубинке. Произошло это в 1967 году. В том же году МиГ-21ФЛ приняли участие в воздушном параде в честь 50-летия Октябрьской революции, проходившем в "Домодедово". Участвовал в том параде и наш МиГ-21 - его пилотировал командир 2-й эскадрильи Рубен Восканян.
В Подмосковье МиГ-21ФЛ летали 8 лет и в 1975 году их передали на аэродром Чугуев, в 810-й УАП. Здесь ФЛ-ы пролетали до конца 1981 года, после этого часть самолётов отправилась на хранение, а часть стала памятниками. Наш МиГ-21 попал в Ставрополь в 1989 году и занял своё место на одной из аллей парка Победы.
Сейчас состояние ставропольского МиГ-21ФЛ иначе как плачевным не назовёшь. Поскольку самолёт никак не огорожен, на нём любят играть дети, забирающиеся на заднюю кромку крыла. Из-за этого истребитель постоянно раскачивается вверх-вниз, задирая нос и вспахивая землю фальшкилем. Осенью и зимой идут дожди, земля размокает и добрую половину года МиГ-21 стоит в луже грязи.
В аналогичном состоянии находится ещё один самолёт из ставропольского парка Победы - Ил-18 СССР-75767 (о его истории у меня есть отдельный пост). Наравне с монинским бортом СССР-75737 это самый старый Ил-18 сохранившийся в России. Учитывая отношение администрации парка к самолётам, изменений в лучшую сторону ждать не приходится.
***
Больше материалов про авиацию можно увидеть в моём канале, а мои фотографии 📷 (на авиационную тематику и не только) можно увидеть в моём Instagram.
Материалы по теме:
"Суперджеты" захватывают перрон, Туполевы ждут своей участи: аэропорт Минеральные Воды
Судьба самолёта: история астраханского МиГ-23
Последнее пристанище советских самолётов в "Шереметьево"
Судьба самолёта: печальная история Ил-18 СССР-75767
Кладбище авиатехники на Ходынке: судьба самолётов
Умирающий аэродром: брошенные самолёты в Астрахани
Из России в Азию: что ждёт Ту-204 Red Wings?
Судьба самолёта: история Ту-144, летавшего для NASA