Найти тему
машина

Энциклопедия УАЗоидов, ч.9

На базе микроавтобуса ТС-17144У было создано сразу несколько специальных автомобилей. Первым их них стал медавтомобиль АС-1. Опытный образец, изготовленный Ульяновским комплексом «АКРО», прошел испытания в апреле 1993 года и был рекомендован к производству. Главным преимуществом АС-1 перед стандартной «санитаркой» УАЗ-3962 стала высокая крыша, позволившая медперсоналу в более комфортных условиях оказывать медицинскую помощь в дороге. В июле того же года эти «санитарки» в упрощенной комплектации АС-1К (без трубчатых «кенгурятников») начали выпускать в Кирсанове, а затем и в Красной Пахре. Также был разработан вариант АС-1 ТТТ на базе абаканского микроавтобуса.

АС-1 производства Ульяновского комплекса «АКРО» (заводское фото)
АС-1 производства Ульяновского комплекса «АКРО» (заводское фото)
АС-1К Краснопахорского РМЗ (фото Олега Чалкова)
АС-1К Краснопахорского РМЗ (фото Олега Чалкова)
АС-1К Кирсановского мехзавода (заводское фото)
АС-1К Кирсановского мехзавода (заводское фото)

Кроме того, на «АКРО» в Ульяновске был налажен выпуск оперативных милицейских спецавтомобилей СА-01. А специально для Авторемонтного завода «Павловский» разработали агитационно-культурный автомобиль ТС-17144У «Культура». Эти машины выпустили по заказу Алтайского Краевого управления культуры малой партией в 1994 году.

СА-01 производства Ульяновского комплекса «АКРО» (фото Николая Маркова)
СА-01 производства Ульяновского комплекса «АКРО» (фото Николая Маркова)

Модель ТС-17144У не являлась единственным полноценным микроавтобусом в семействе «17144». Например, на Самарском авторемонтном заводе с 1994 года строили модель ТС-17144М. На этом предприятии пошли по пути наименьшего сопротивления и максимально унифицировали каркас кузова микроавтобуса с выпускаемой «вахтовкой» ТС-17144Б. Микроавтобус ТС-17144М выпускался в нескольких вариантах («17144М-01» и «17144М-02»), различающихся конструкцией задней двери: она могла быть двойной распашной или открывающейся вверх.

Первый опытный образец ТС-17144М Самарского АРЗ (заводское фото)
Первый опытный образец ТС-17144М Самарского АРЗ (заводское фото)
Серийный ТС-17144М Самарского АРЗ (фото Олега Чалкова)
Серийный ТС-17144М Самарского АРЗ (фото Олега Чалкова)

Помимо обычного микроавтобуса, в Самаре решили осваивать и «скорую помощь». Однако совсем не в том виде, в каком это сделали другие предприятия из Ульяновска, Красной Пахры и Кирсанова. Пользуясь географическим местоположением и личными связями руководства, самарцы в том же 1994 году заказали модернизацию проекта «санитарки» АС-1 в… НТЦ АвтоВАЗа! Специально для Самарского АРЗ под руководством главного дизайнера Волжского автозавода М.В. Демидовцева был разработан вариант рестайлинга кабины базового «уазика». Первую партию таких модных «скорых» в Самаре изготовили в 1995 году. Среди особенностей этих машин, получивших индекс САРЗ-2925, – высокая пластиковая крыша и расширенные боковые окна салона. Выпущенные образцы отличались между собой остеклением левой боковины кузова и скатов крыши (с окнами либо без них), а также наличием либо отсутствием рифления на боковых панелях.

Здесь и ниже - САРЗ-2925 в вазовском дизайне
Здесь и ниже - САРЗ-2925 в вазовском дизайне
-8

Тем не менее, уже в первый год эксплуатации оказалось, что с новой пластиковой «мордой» САРЗ-2925, страдающий еще и «ожирением» (обычный УАЗ-3962 был аж на 600 кг легче!), перегревается со страшной силой. Как потом рассказывал один из бывших сотрудников Самарского АРЗ, он обратился в НТЦ АвтоВАЗа с претензией – мол, не годится такое пластиковое оперение, машины «кипят» с ним, надо переделать. Но в ответ получил от Демидовцева фразу, уже ставшую крылатой: «Молодой человек! Вы ничего не понимаете в дизайне!» В дальнейшем все «санитарки» САРЗ-2925 выпускались уже со стандартным уазовским передком, а с ранее выпущенных экземпляров также по возможности поснимали всю пластиковую «мишуру».

Упрощенный САРЗ-2925 последних выпусков
Упрощенный САРЗ-2925 последних выпусков

Николай Марков, Денис Дементьев

Продолжение следует!
Прошлую часть статьи про УАЗоиды можно посмотреть
ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ

Авто
5,66 млн интересуются