Найти в Дзене
Из точки А в точку Б

Как МЦД пытались запустить в СССР почти 100 лет назад

Оглавление

Уже привычные нам МЦД-1 и МЦД-2 запустили в ноябре прошлого года, а остальные вообще ещё в проекте. Между тем, идею городской электрички в Москве пытались реализовать ещё в 1934 году, а придумали вообще до Первой мировой.

Тогда это называли проектом "глубокого ввода поездов" в столицу — городских электричек в стране ещё не было. Обсуждать идею начали ещё в самом начале XX века, но сделали выбор в пользу трамвая, а потом — метро. Первая мировая война и вовсе поставила крест на идее — было не до того.

Вернулись к обсуждению только в 1933 году, уже в СССР. К тому моменту уже сложилась привычная даже нам структура пассажиропотоков: многие если не каждый день, то достаточно часто добирались до столицы из пригородов.

Частично — пригородными поездами, большинство — другими видами транспорта, в том числе даже пешком.

Плюс перевозки грузов. Когда набралось достаточное количество данных, поняли, что значительную их часть везут в центр, примерно по дуге между Ленинградским, Ярославским и Курским вокзалами. Тащили даже на лошадях — хотя это было уже далеко не основой транспортной системы, всё же почти середина XX века.

Логичным казалось продлить пригородные поезда из Подмосковья в центр и пусть их примерно по Садовому кольцу.

Параллельно разрабатывалось метро, и в итоге должны были получиться две независимых транспортных системы. Ориентированы они были на разных пассажиров: метро — на москвичей, на передвижения внутри города, а "поезда глубокого ввода" — на грузы и тех, кто приезжает из Подмосковья в центр.

Первый разработанный маршрут глубокого ввода пересекал Москву насквозь с северо-востока на юго-запад.

Маршруты первых планировавшихся городских электричек
Маршруты первых планировавшихся городских электричек

На линии были предусмотрены пересадки на другие виды общественного транспорта.

Метростроевцы внесли предложение о соединении наземных поездов с метро путём строительства транспортно-пересадочных узлов (как сейчас!), но на первом этапе этим решили не заниматься. А через центр Москвы эти поезда должны были проезжать без остановок, как туристические.

И — как и в современных ТПУ — в эти места пересадок планировалось привлечь торговцев, организовать биржи труда, рынки выходного дня.

Даже предлагали создать новые локомотивы и новые типы вагонов специально для городской электрички. Это должно было стать революцией транспортной системы Москвы.

Генеральный проект московской городской электрички подготовил выдающийся инженер Николай Чугайкин, его утвердили 9 января 1934 года и опубликовали для широкого обсуждения. Однако проект трассы глубокого ввода так и остался на бумаге — предпочтение было отдано метро, а партийные комитеты Москвы отказались согласовывать экспериментальные планы.

После очередной волны репрессий в НКПС в 1938 году, когда был арестован и расстрелян Николай Чугайкин, архивы научно-технического совета, в том числе и уникальные планы первых московских центральных диаметров, были изъяты, и последующая их судьба неизвестна.

Читайте также:

Двухэтажные вагоны и прототипы "Сапсанов" почти столетней давности

Аэровагоны на железной дороге

Поезда с винтовым двигателем: были и такие!