Всем зашедшим - с наступившим Новым Годом! Новогодние праздники продолжаются, многие куда-то улетели или собираются (я, например, завтра лечу в Калининград :) ), а я продолжаю свою серию рассказов про Российские авиакомпании. И сегодня речь пойдет об авиакомпании, существовавшей не очень долго, но оставившей свой след, в частности, в моей жизни. Герой сегодняшнего рассказа - ВИМ-Авиа.
Все мои рассказы про Российские авиакомпании можно найти здесь: Ангара ; Аврора ; Полет ; Атлант-Союз ; Трансаэро ; Саратовские Авиалинии ; Вим-Авиа
Историю ВИМ-Авиа начал заслуженный пилот РФ Виктор Иванович Меркулов , в 90-х бывший одним из управляющих в транспортной авиакомпании "Волга-Днепр". В 1997 году он основал собственную грузовую авиакомпанию "Аэрофрахт". Однако, авиакомпания существовала недолго - всего 6 лет. В 2003 году сертификат "Аэрофрахта" был аннулирован. Причин было много - систематические задержки рейсов, провоз контрабанды; нередко нарушались правила авиационной безопасности - например, в 2003 году грузовой Ту-154Б-2 прилетел в Астрахань с весом, на 10 тонн превышающим максимальный посадочный. Однако, еще в 2002 году Меркулов создал вторую свою авиакомпанию, названную его инициалами - ВИМ-Авиа.
Сначала во флоте ВИМов были отечественные самолеты - Ил-62М и Ан-12. Грузовая и пассажирская деятельность авиакомпании началась в 2003 году, а уже в 2004 Меркулов продал 75% акций, оставшись при этом президентом. Вскоре флот ВИМ-Авиа пополнили 16 самолетов Boeing-757, выпущенных в 1990-х. В первую очередь самолеты покупались для выполнения чартерных рейсов в Египет, Тунис, Турцию, Италию и Испанию. А вот первые регулярные рейсы авиакомпании открылись в 2004 году - из Москвы в Читу и Братск.
Внутри России дела у авиакомпании шли достаточно неплохо - правда, рейсы периодически задерживались, но уже к 2006 году ВИМ-Авиа вошла в десятку крупнейших по пассажиропотоку Российских авиакомпаний. Однако, в Европе дела шли не так радостно: 8 ноября 2011 года Росавиация ввела ограничения в сертификат эксплуатанта "ВИМ-Авиа", запретив ей летать в Европу. Причиной стал инцидент 3 ноября 2011 года, когда в Париже российские летчики устроили перепалку с персоналом аэропорта. Это могло стать поводом для внесения авиакомпании в "черный список" Евросоюза. Ограничение было снято в конце июня 2012 года.
В 2014-2015 годах парк самолетов авиакомпании серьезно пополнился - появились как среднемагистральные самолеты Airbus 319 и Boeing 737, так и дальнемагистральники Boeing 767 и 777, а так же Airbus 330. И от тут у авиакомпании начались первые проблемы: в СМИ появилась информация о финансовых проблемах, а иски о банкротстве авиакомпании подали Банк ВТБ, Сбербанк и другие юридические лица. Однако, сезон 2016 года смог немного поправить финансовые дела авиакомпании - он выдался достаточно удачным. Кстати, именно летом 2016 года я сам воспользовался услугами этой авиакомпании - летел из Москвы в Симферополь на Боинге 757. Мне повезло - рейс практически не задержался, но в большинстве случаев все происходило несколько по-другому: ВИМ-Авиа славилась задержками своих рейсов: среднее время задержки одного рейса составляло около 16 часов, а максимально — 40 часов.
К 2017 году ситуация стала катастрофической: практически все рейсы задерживались на сутки и больше; у авиакомпании не было денег даже на заправку самолетов топливом. В сентябре 2017 года авиакомпания официально подтвердила свое тяжелое финансовое состояние. В связи с большой просроченной задолженностью перед лизинговыми компаниями, самолеты авиакомпании находились под угрозой ареста. При этом, по состоянию на 27 сентября 2017 года только возвращения в Россию из-за границы ждали около 16 тысяч пассажиров - людей, купивших билеты ВИМ-Авиа, и не могущих улететь из-за отсутствия самолетов. Для решения этой проблемы 28 сентября из резервного фонда Правительства России было выделено 98 млн. рублей. Люди наконец-то смогли вернуться домой, а авиакомпания прекратила свою деятельность 15 октября 2017 года.
На момент прекращения деятельности флот авиакомпании состоял из 32 самолетов, так же были заказаны 15 МС-21. Доля регулярных рейсов в объёме перевозок составляла более 90 % - самолеты ВИМ-Авиа летали в 54 города.
В заключение можно сказать, что конец ВИМ-Авиа был вполне предсказуем и объясним. Мошенничество руководства, амбиции и нерациональная ценовая политика привели в конце концов к тому, что широкофюзеляжные самолеты авиакомпании - Боинги 777 и Аэробусы 330 - фактически разоряли авиакомпанию - сумма затрат на топливо не покрывалась деньгами, вырученными от продажи билетов. При этом стоит, конечно же, отметить достаточно редкое явления - практически все самолеты ВИМ-Авиа, включая иностранные, носили российскую регистрацию.
Все мои рассказы про Российские авиакомпании можно найти здесь: Ангара ; Аврора ; Полет ; Атлант-Союз ; Трансаэро ; Саратовские Авиалинии ; Вим-Авиа