Найти тему
Донбасс Таймс

Причуды русского маркетинга: как продвигали водку Шустова

Династия московских купцов Шустовых — самые известные производители алкогольной продукции в России в XIX и начале XX века. Компания «Шустов и сыновья» с 1863 года специализировалась на производстве крепких спиртных напитков. По легенде, её основатель, Николай Шустов (1813-1898), получил от своего отца, диакона московской церкви Николая Чудотворца, обширную коллекцию старинных русских рецептов водок, настоек и наливок, которую много лет собирал по монастырям и в старинных усадьбах помещиков.

Николай Леонтьевич Шустов (1813-1898)
Николай Леонтьевич Шустов (1813-1898)

В момент основания «фирма» Шустова представляла собой обычную для того времени винокурню, располагавшуюся в помещении бывшей кузницы. Выпускали там традиционную чистую водку, или, как тогда говорили, «хлебное вино». Поначалу продукция Шустова с трудом продвигалась на рынке из-за сильнейшей конкуренции. В Москве в те годы официально было зарегистрировано около 300 компаний, занимавшихся водочным бизнесом. Вследствие чего Николай Шустов решился на маркетинговый ход, с точки зрения сегодняшних представлений о бизнесе считающийся недопустимым. Впрочем, и по тогдашним представлениям такие методы считались, мягко говоря, сомнительными.

Компания Шустова нанимала группу студентов, желающих подработать. Их задача была несложной, а для некоторых даже привычной. Молодые люди приходили в трактир или закусочную и требовали «водку Шустова». Заведение специально выбиралось из тех, о которых заранее было известно, что такой водки там нет. Получив отказ, студенты начинали громко возмущаться: «Как нет? Почему? Везде водка Шустова есть, а у вас нет?», при этом не уходили и продолжали шумно настаивать на своём. Обычно дело заканчивалось вызовом полиции и отправкой буянов в участок с назначением штрафа. Из участка студентов вызволял представитель компании, он же уплачивал штраф и вознаграждение студентам — 10 рублей за каждую «акцию».

Реклама коньяка Шустова. 1910 год.
Реклама коньяка Шустова. 1910 год.

Как ни странно, такая скандальная «реклама» оказалась действенной. Водка Шустова стала раскупаться, владельцы питейных заведений не хотели рисковать репутацией. Николай Шустов стал расширять дело и выпускать, кроме обычной водки, различные её разновидности: «Зубровку», «Ерофеича», «Рябиновку», «Старку». Некоторые из напитков шустовского ассортимента выпускаются и сейчас. А затем приобрёл разорившийся коньячный завод в Армении и стал выпускать знаменитый «коньяк Шустова», он выпускается и в наши дни. «Водочная империя» после смерти Николая Шустова в 1898 перешла к его сыновьям, но просуществовала лишь до начала Первой мировой войны и введения «сухого закона».

Владимир Царан