К середине 60-х растет количество дорог с твердым покрытием. У автопроизводителей появилась возможность выпускать грузовые автомобили бескапотной компоновки с кабиной над двигателем.
Начиная с конца 50-х появляются такие «бескапотники», как ГАЗ-62 и ГАЗ-66, УАЗ-450, ЗАЗ-970, МАЗ-500, КАЗ-605 и КАЗ-606.
Однако стране нужен более современный, производительный и экономичный массовый грузовой автомобиль для работы в составе автопоезда.
В конце 60-х ЗИЛ усиленно работал над созданием принципиально нового грузовика бескапотной компоновки, которые к этому времени были распространены в Европе. Это был ЗИЛ-170, он должен был совершить прорыв в советском автомобилестроении и полностью заменить на конвейере ЗИЛ-130, который к тому времени серьёзно устарел.
В качестве прототипа, среди закупленных за рубежом для испытаний и выявления требуемых параметров и класса автомобиля стал американский «International» серии 220. Возможно, что при выборе образца, свою роль сыграло и то, что разработчики уже были знакомы с грузовыми автомобилями фирмы «Интернейшнл» по работе над ЗиС-150.
Новый грузовик от ЗиЛа имел большое количество современных разработок, среди которых : бескапотная компоновка с комфортабельной кабиной; мощный дизельный двигатель; пневмогидравлический усилитель в приводе сцепления; 5-ступенчатая синхронизированная коробка передач с передним делителем, превращающим ее в 10-ступенчатую; многоконтурная пневматическая тормозная система; блокируемый межосевой дифференцал; рулевое управление с гидроусилителем; возможность работы в составе автопоезда — качества нового грузовика, позволявшие сделать революционный шаг в производстве советских грузовых автомобилей.
Уже в мае 1969 год новое семейство грузовиков проходили первые испытания на участке Углич—Рыбинск. В том же году последовало постановление ЦК КПСС и Совета Министров «О строительстве комплекса заводов большегрузных автомобилей в Набережных Челнах», для Зила эта новость была полной неожиданностью. В приказном порядке все наработки было необходимо передать на КАМАЗ и о ЗИЛе с индексом 170 забыть.
Пока новый завод строился на Зиле доводили до ума перспективные большегрузы, состоящие из трехосного грузового автомобиля ЗиЛ-170, седельного тягача ЗиЛ-170Т и строительного самосвала ЗиЛ-170С, все машины направили на государственные испытания на Дмитриевский полигон под Москвой, призванные выявить эксплуатационные недостатки.
Первый автомобиль КамАЗ сошёл с главного сборочного конвейера 16 февраля 1976 года . Начав новую эпоху бескапотных грузовиков. Автомобили быстро приобрели популярность в СССР и за его пределами. Завод Камаз выпускает грузовики которые пользуются спросом во многих сферах и по сей день.
Подведем итоги. Завод Зил передав все перспективные наработки на Камаз, остался практически ни с чем. При разработке нового семейства грузовиков в новый проект были направлены все силы автогиганта и в том числе колоссальные финансовые затраты. В итоге Зил получает мощного конкурента с которым уже не в силах соперничать. В то же время из наработок у завода остался только старый проект Зил-169 и семейство капотных бензиновых Зил-133. Только в 1985 году появился новый ЗИЛ-4331, да и тот был классической компоновки и с бензиновым мотором, хотя позднее в пару к нему добавили дизель.
Дальнейшая судьба завода уже была предрешена, отсутствие современной модели в линейке ЗиЛа вызвало в 90-е падение спроса, кризис и приватизация автогиганта с поголовным воровством не оставила шансов некогда великому Заводу.
Спасибо за просмотр подписывайтесь на наш канал.