Доброго дня, друзья. ВАЗ-2103, ГАЗ-24, мотоцикл "Ява" - все это продукты массового производства и потребления. Но сегодня мы поговорим про уникальный для своего времени автомобиль, созданный инициативными молодыми инженера НАМИ - НАМИ-013.
Вообще, идея создания чего-то нового витала в воздухе в начала 1950- годов с целью решения проблем: разработки обтекаемого кузова, да и ещё вагонной компоновки и создание самоходной платформы для испытания агрегатов. Ключевой фигурой в этой истории стоит считать Юрия Ароновича Долматовского - журналиста и автомобильного конструктора. Он всегда грезил мечтами создать футуристический автомобиль и даже была предпринята попытка: в 1938 году коллектив из Юрий Долматовского, Александр Пельтцер и Б. Попов начали проектировать заднемоторный автомобиль ПДП (по первым буквам фамилий каждого), но дело дошло только до деревянной модели, впереди страну ждало тяжелейшее испытание.
После войны идеи Долматовского получили одобрение свыше и началась конструкторская работа. Эскизов было несколько, но дальнейшее развитие получил вариант именно Юрия Ароновича! Внешне машина казалась невероятно футуристичной, а помимо этого - новый оппозитный 4-х цилиндровый двигатель, автоматическая КПП, полностью независимая подвеска. Подобные решения обуславливались тем, что двигатель с коробкой передач должны располагаться сзади, а водитель находился впереди за передними колесами (система тяг для переключения практически полностью "убивала" комфорт управления автомобилем и могла создать определенные проблемы). В декабре 1950 года детище НАМИ впервые начало передвигаться. Правда, стоит сказать, что спуская автомобиль (точнее, вместо полноценного кузова - трубчатый каркас обтянутый брезентом) с инженерного отдела, его уронили... Но, никаких серьезных повреждений он не получил и после этого начались испытания.
Сначала автомобиль передвигался на малые расстояния, а после того, как получил кузов - на довольно дальние (в Горький и даже в Петербург). И эти испытания показали целый ряд проблем, с которыми приходилось бороться команде инженеров. Так, например, заднее расположение двигателя не давало должного охлаждения и он постоянно перегревался. Сначала, к задней части кузова приварили специальные "уши" и, к тому же, изучив конструкцию двигателя Tatra (на ней стоял похожий мотор), инженеры полностью повторили конструкцию вентилятора охлаждения. Чуть позже было принято более кардинальное решение - в переднем бампере сделали отверстия, через которые по специальным охлаждающим трубкам воздух шел прямо к двигателю. Итак, решилась проблема с вечным перегревом двигателя.
Подводя небольшой итог, скажем, что НАМИ-013 не пошел в серийное производство - возможной причиной принято считать сложность и необычность конструкции, да и главный конструктор НАМИ Андрей Александрович Липгарт высказался категорически против "013"(возможно, причина в том, что Липгарт недавно до назначения вернулся с ссылки с Уральского завода).
Идея создания народного недорогого автомобиля постоянно поднималась в СССР. И те идеи, которые были заложены в НАМИ-013 - получили развитие уже в других проектах. Федор Александрович Реппих - главный конструктор Ирбитского мотозавода - хотел создать что-то более масштабное, чем заниматься мотоциклами.
И к 1955 году в Москву приехал НАМИ-050, который прозвали "Белкой" (Ирбит славился в свое время пушниной). Для доступа в автомобиль было необходимо откинуть переднюю часть, в качестве силового агрегата стоял мотоциклетный ДВС от М-72 мощностью 23 л.с., а КПП от "Москвича" была несколько модернизирована. Подобные решения позволяли разгоняться автомобилю до 80 км/ч с расходом в 5 литров на 100 км. В Ирбите сделали 5 вариантов кузова и сельскохозяйственный вариант представлен ниже.
Но руководство страны отказалась от отечественного варианта и сделала выбор в пользу зарубежной модели на базе FIAT 600. Вообще, идея создания подобных автомобиль очень быстро распространилась по миру:
в 1956 году итальянцы презентовали новый вариант FIAT 600 Multipla,
в 1957 году немцы показали BMW 600,
а французы - Renault 900.
Подводя общий итог, идея создания заднемоторного автомобиля в середине XX века присутствовала практически у всех автопроизводителей. Практически никто не имел практического опыта и каждая страна наблюдала за успехами другой, копировала, устраняла недостатки и представляла миру свой вариант. Можно спорить, кто оказался первопроходцем, но нам кажется, что СССР была колыбелью подобных необычных идей и решений.
Спасибо за прочтение.
Очень интересно услышат Ваше мнение - пишите в комментариях, ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал!
Не забываем про наши другие статьи
ВАЗ-2121 «Нива»— первый внедорожник ВАЗ
Тест "Насколько вы хороший водитель" 1977 года.
Мотороллер "Тулица" - замена "Туристу"