Найти тему
Молодость в сапогах

Фанера в небе Второй мировой.

Недавно на нашем канале вышла статья с ироничным названием "Сказки о ленд-лизе для самых маленьких", где на примере архивных документов авиадивизий было показано, что на вооружении истребительной авиации ВВС Красной армии со второй половины 1943 и по 1945 год преимущественно находились машины отечественного производства, для изготовления которых широко применялось дерево и фанера с соответствующей обработкой.

Совершенно дикие комментарии про разваливающиеся на скорости в 300 км/ч советские самолеты и уникальные непобедимые Спитфайры и Тандерболты побудили автора написать еще одну статью, причем начнем разговор с передовой в плане промышленного производства (как утверждают некоторые) Британии.

В статье используются материалы из приложений к выпускам ЦАГИ "Техническая информация" за 1995 и 1996 года и рассекреченные документы ЦАМО в виде оцифрованных копий.

Еще в 1938 году Министерством авиации Великобритании было выдано техническое задание В.9/38 на бомбардировщик с бомбовой нагрузкой (в пересчете на нашу систему единиц измерения) 1362 кг при максимальной дальности 3200 км и с максимальной скоростью 483 км/ч на высоте 4575 м.

Кроме этого предъявлялось требование по применению древесины и стали вместо легких сплавов. Уже давно строили цельнометаллические самолеты, но английские чиновники разумно предположили, что в условиях военного времени, при неизбежном дефиците алюминия и его производных из-за возросшего объема выпуска самолетов, развитая деревообрабатывающая промышленность вполне может быть подключена к производству летательных аппаратов при условии разработки заблаговременно необходимых проектов.

Массовые компании по сбору металлолома характерны не только для СССР. На фото сбор алюминиевых изделий в 1940 году в Англии.
Массовые компании по сбору металлолома характерны не только для СССР. На фото сбор алюминиевых изделий в 1940 году в Англии.

Компания "Де Хевиленд" на тот момент занималась созданием в основном легкомоторных и скоростных пассажирских самолетов, в том числе для участия в гонках и показательных перелетах. Цельнодеревянные конструкции с тщательно выверенными аэродинамическими формами и идеальной полировкой обшивки были излюбленным "коньком" фирмы.

По техническому заданию В.13/36 фирме предлагалось начать проектирование цельнометаллического бомбардировщика, однако конструкторы "Де Хевиленд" продолжили разработки деревянных конструкций в расчете на неизбежный дефицит стратегических материалов и загрузку авиазаводов заказами в период боевых действий. И не прогадали. Понимание этого факта вызрело в недрах Министерства авиации уже в 1938 году, а Королевские ВВС получили уникальный скоростной бомбардировщик, на основе которого впоследствии строились и тяжелые истребители.

Невооруженным взглядом видно, из чего состоит этот самолет. На фото знаменитый Москито.
Невооруженным взглядом видно, из чего состоит этот самолет. На фото знаменитый Москито.
Москито на аэродроме.
Москито на аэродроме.
Единственный экземпляр, доставленный в СССР, в ходе испытаний "вильнул" влево, в результате чего подломилась стойка шасси.
Единственный экземпляр, доставленный в СССР, в ходе испытаний "вильнул" влево, в результате чего подломилась стойка шасси.

Бомбардировщик "Альбермаль" разрабатывался фирмой "Армстронг Уитворт" параллельно с конкурирующим проектом "Бристоль" в рамках упомянутого уже B.9/38 в 1938 году. После рассмотрения обоих проектов было выдано уточненное техническое задание В.18/38 персонально для детища "Армстронг Уитворт". Конструкция самолета из стали и дерева позволяла использовать для производства отдельных узлов и деталей предприятия с низкоквалифицированной рабочей силой. Обшивка была преимущественно фанерной. Выпуск "Альбермалей" запоздал по ряду причин, так что как бомбардировщик самолет толком не использовался.

"Альбермали" высаживали разведгруппы и диверсантов в период боев за Сицилию.
"Альбермали" высаживали разведгруппы и диверсантов в период боев за Сицилию.
"Альбермаль" в качестве бомбардировщика практически не применялся. Его задачей стала буксировка планеров и высадка десанта. На фото высадка в Нормандии 1944 год.
"Альбермаль" в качестве бомбардировщика практически не применялся. Его задачей стала буксировка планеров и высадка десанта. На фото высадка в Нормандии 1944 год.
В СССР "Альбермали" перегоняли наши экипажи, доставка которых в Англию в военное время само по себе была задачей весьма рискованной. Однако самолет оказался малопригоден к эксплуатации в качестве транспортного и от дальнейших поставок наше командование отказалось, получив всего 12 машин.
В СССР "Альбермали" перегоняли наши экипажи, доставка которых в Англию в военное время само по себе была задачей весьма рискованной. Однако самолет оказался малопригоден к эксплуатации в качестве транспортного и от дальнейших поставок наше командование отказалось, получив всего 12 машин.

Из похожих соображений разрабатывался проект будущего истребителя ЛаГГ-3, именовавшийся вначале И-301. При этом использование легких сплавов в конструкции ЛА для СССР уже давно не было "ноу-хау". Еще И-15 (фото внизу) строился по такой технологии . Фюзеляж ферменный, сварной из стальных труб ХМА, на эту основу крепился каркас из дюралюминиевых профилей, а на него уже обшивка из полотна.

"Скелет" И-15.
"Скелет" И-15.

Увы, большинство ЛаГГов выпускалось уже после начала боевых действий в условиях нарушения хозяйственных связей и падения квалификации рабочих. Нарушалась технология, заменялись компоненты клеев и смол, сильно упало качество обработки поверхностей, ЛаГГ перестал быть полированным "роялем", что заметно ухудшило летные качества машины. Кстати именно "Роялем" прозвали первый опытный И-301 за характерный блеск покрытых разбавленным клеем ВИАМ Б3 поверхностей. Никто в войну "лакированным гробом" не именовал его, просто потому, что ЛаГГи военного выпуска уже не были "лакированными". Вообще по количеству сказок и легенд этот самолет безусловный лидер. "Любителям истории авиации" следовало бы знать, что из "дельта-древесины" изготавливались только усиленные шпангоуты №1 и 14 (из 15), все остальное - сосна, липа, ясень. Обшивка - березовый шпон, проклеенный тканью. Разумеется так, как полировали Москито и И-301, серийные ЛаГГи военного времени никто не обрабатывал. Кроме того остекление кабины пилота мутнело со временем, из-за чего летчики часто летали с открытым фонарем.

ЛаГГ-3 завода № 31 "Советская Грузия".
ЛаГГ-3 завода № 31 "Советская Грузия".

ЛаГГ-3 имел много модификаций от серии к серии, данная тема выходит за рамки статьи, тут книга получилась бы. Представляет интерес вот такой документ:

Анализ и расчет радиуса действия самолета ЛАГГ-3 на сопровождение в составе группы

Описывает период с 15.07.1942 по 25.07.1942 г.

Сведения. Дата создания документа: 15.07.1942—25.07.1942г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 311, Опись: 4495, Дело: 8, Лист начала документа в деле: 90
Авторы документа: 209 авд, подполковник Муравьев

Единственный лист документа дает четкое представление о возможностях ЛаГГ-3. Радиус действия - 180 км при вылете на сопровождение в составе группы с учетом запаса топлива на случай боя. Результат конечно не самый блестящий.
Единственный лист документа дает четкое представление о возможностях ЛаГГ-3. Радиус действия - 180 км при вылете на сопровождение в составе группы с учетом запаса топлива на случай боя. Результат конечно не самый блестящий.

Конечно, расчет произведен с запасом в 20% и с учетом возможного воздушного боя, однако для сопровождения бомбардировщиков самолет подходил явно не очень. ЛаГГи часто летали на штурмовку наземных войск совместно с Ил-2, атаковали корабли и поезда, а также вылетали по вызову своих войск для отражения воздушных атак противника.

Журнал боевых действий 170 иап на ЮжнФ на самолетах ЛАГГ-3 (весь документ доступен по ссылке)

Описывает период с 30.08.1941 по 08.12.1941 г. Журналы боевых действий. № документа: 2, Дата создания документа: 08.12.1941 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 22387, Опись: 0012240, Дело: 0007, Лист начала документа в деле: 2
Авторы документа: 170 иап

Журнал боевых действий на самолетах Лагг-3 (весь документ доступен по ссылке)

Описывает период с 10.03.1942 по 11.10.1942 г. Журналы боевых действий. Дата создания документа: 11.10.1942 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 22387, Опись: 0012240, Дело: 0009, Лист начала документа в деле: 1
Авторы документа: 170 иап

-11

Читатели могут изучить оба журнала самостоятельно - и за 1941 год и за 1942. Интересно проследить, как меняется личный состав за эти два года войны, встречаются любопытные факты типа штурмовки самолетами И-16 колонны конницы противника на дороге Каховка-Чаплинка 06.09.1941 года, но никаких разваливающихся на куски самолетов в них нет. Да, случаются отказы матчасти - например:

Фрагмент записи за 07.09.41 - один наш ЛаГГ сел на вынужденную из-за течи масла, позже вернулся самостоятельно на аэродром, в воздушном бою сбит один Ме-109
Фрагмент записи за 07.09.41 - один наш ЛаГГ сел на вынужденную из-за течи масла, позже вернулся самостоятельно на аэродром, в воздушном бою сбит один Ме-109

Всего отказов матчасти в журнале за 1941 год я насчитал 5, но нет ни одного факта разрушения обшивки или конструкции самолета.

Из журнала также следует, что

24.3.42 пять ЛаГГ-3 получили задачу на прикрытие своих войск в районе Шабельковки (Донецкая обл.), взлет группы 15.30. В воздушном бою с 8 Макки-200 (так в тексте - скорее всего это итальянские машины Macchi C.200 Saetta), 6 Ме109 и одним Нs-126 ( в тексте обозван почему-то "Хе"). Лейтенант Смирнов сбил два Messerschmitt Bf.109, все наши самолеты вернулись на аэродром базирования в 16.25. Вражеские истребители упали в районе Сергеевки.

27.3.42 семь ЛаГГ-3 вылетели на прикрытие своих войск, атакованных авиацией противника в 17.40 и до 18.35 все вернулись на аэродром базирования. Из них один ЛаГГ в воздушном бою не участвовал из-за неисправности матчасти. Силы противника - 6 истребителей Messerschmitt Bf.109, один из которых был подбит и сел на вынужденную посадку, остальные ушли, прекратив атаку.

Желающие могут изучить документ более подробно, но все равно результат будут тот же - никаких десятков сбитых ЛаГГов всего одной парой Мессершмиттов не наблюдается. ЛаГГи под управлением наших пилотов как минимум на равных сражаются с немецкими и тем более итальянскими машинами.

Понятно, что это всего лишь один авиаполк. Однако он не гвардейский, не укомплектован какими-то особенными летчиками, как например 402 ИАП ОСНАЗ, так что ситуация в целом показательная. 1941 год - советские летчики в основном отгоняют немецкие истребители, которые по отчетам регулярно "уходят в облачность", штурмуют наземные цели, больших потерь не несут, среди сбитых в основном Ю-88. 1942 год - наши уже атакуют равные, а то и превосходящие силы и сбивают "Мессеры" как в двух приведенных эпизодах.

История в наше время делается не учеными и не по рассекреченным документам. Она возникает как серая масса многократно повторенных баек и перепостов в соцсетях. Не ленитесь, уважаемые читатели, изучать первоисточники, это очень интересно.

Благодарю за внимание к каналу.