Недавно на нашем канале вышла статья с ироничным названием "Сказки о ленд-лизе для самых маленьких", где на примере архивных документов авиадивизий было показано, что на вооружении истребительной авиации ВВС Красной армии со второй половины 1943 и по 1945 год преимущественно находились машины отечественного производства, для изготовления которых широко применялось дерево и фанера с соответствующей обработкой.
Совершенно дикие комментарии про разваливающиеся на скорости в 300 км/ч советские самолеты и уникальные непобедимые Спитфайры и Тандерболты побудили автора написать еще одну статью, причем начнем разговор с передовой в плане промышленного производства (как утверждают некоторые) Британии.
В статье используются материалы из приложений к выпускам ЦАГИ "Техническая информация" за 1995 и 1996 года и рассекреченные документы ЦАМО в виде оцифрованных копий.
Еще в 1938 году Министерством авиации Великобритании было выдано техническое задание В.9/38 на бомбардировщик с бомбовой нагрузкой (в пересчете на нашу систему единиц измерения) 1362 кг при максимальной дальности 3200 км и с максимальной скоростью 483 км/ч на высоте 4575 м.
Кроме этого предъявлялось требование по применению древесины и стали вместо легких сплавов. Уже давно строили цельнометаллические самолеты, но английские чиновники разумно предположили, что в условиях военного времени, при неизбежном дефиците алюминия и его производных из-за возросшего объема выпуска самолетов, развитая деревообрабатывающая промышленность вполне может быть подключена к производству летательных аппаратов при условии разработки заблаговременно необходимых проектов.
Компания "Де Хевиленд" на тот момент занималась созданием в основном легкомоторных и скоростных пассажирских самолетов, в том числе для участия в гонках и показательных перелетах. Цельнодеревянные конструкции с тщательно выверенными аэродинамическими формами и идеальной полировкой обшивки были излюбленным "коньком" фирмы.
По техническому заданию В.13/36 фирме предлагалось начать проектирование цельнометаллического бомбардировщика, однако конструкторы "Де Хевиленд" продолжили разработки деревянных конструкций в расчете на неизбежный дефицит стратегических материалов и загрузку авиазаводов заказами в период боевых действий. И не прогадали. Понимание этого факта вызрело в недрах Министерства авиации уже в 1938 году, а Королевские ВВС получили уникальный скоростной бомбардировщик, на основе которого впоследствии строились и тяжелые истребители.
Бомбардировщик "Альбермаль" разрабатывался фирмой "Армстронг Уитворт" параллельно с конкурирующим проектом "Бристоль" в рамках упомянутого уже B.9/38 в 1938 году. После рассмотрения обоих проектов было выдано уточненное техническое задание В.18/38 персонально для детища "Армстронг Уитворт". Конструкция самолета из стали и дерева позволяла использовать для производства отдельных узлов и деталей предприятия с низкоквалифицированной рабочей силой. Обшивка была преимущественно фанерной. Выпуск "Альбермалей" запоздал по ряду причин, так что как бомбардировщик самолет толком не использовался.
Из похожих соображений разрабатывался проект будущего истребителя ЛаГГ-3, именовавшийся вначале И-301. При этом использование легких сплавов в конструкции ЛА для СССР уже давно не было "ноу-хау". Еще И-15 (фото внизу) строился по такой технологии . Фюзеляж ферменный, сварной из стальных труб ХМА, на эту основу крепился каркас из дюралюминиевых профилей, а на него уже обшивка из полотна.
Увы, большинство ЛаГГов выпускалось уже после начала боевых действий в условиях нарушения хозяйственных связей и падения квалификации рабочих. Нарушалась технология, заменялись компоненты клеев и смол, сильно упало качество обработки поверхностей, ЛаГГ перестал быть полированным "роялем", что заметно ухудшило летные качества машины. Кстати именно "Роялем" прозвали первый опытный И-301 за характерный блеск покрытых разбавленным клеем ВИАМ Б3 поверхностей. Никто в войну "лакированным гробом" не именовал его, просто потому, что ЛаГГи военного выпуска уже не были "лакированными". Вообще по количеству сказок и легенд этот самолет безусловный лидер. "Любителям истории авиации" следовало бы знать, что из "дельта-древесины" изготавливались только усиленные шпангоуты №1 и 14 (из 15), все остальное - сосна, липа, ясень. Обшивка - березовый шпон, проклеенный тканью. Разумеется так, как полировали Москито и И-301, серийные ЛаГГи военного времени никто не обрабатывал. Кроме того остекление кабины пилота мутнело со временем, из-за чего летчики часто летали с открытым фонарем.
ЛаГГ-3 имел много модификаций от серии к серии, данная тема выходит за рамки статьи, тут книга получилась бы. Представляет интерес вот такой документ:
Анализ и расчет радиуса действия самолета ЛАГГ-3 на сопровождение в составе группы
Описывает период с 15.07.1942 по 25.07.1942 г.
Сведения. Дата создания документа: 15.07.1942—25.07.1942г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 311, Опись: 4495, Дело: 8, Лист начала документа в деле: 90
Авторы документа: 209 авд, подполковник Муравьев
Конечно, расчет произведен с запасом в 20% и с учетом возможного воздушного боя, однако для сопровождения бомбардировщиков самолет подходил явно не очень. ЛаГГи часто летали на штурмовку наземных войск совместно с Ил-2, атаковали корабли и поезда, а также вылетали по вызову своих войск для отражения воздушных атак противника.
Журнал боевых действий 170 иап на ЮжнФ на самолетах ЛАГГ-3 (весь документ доступен по ссылке)
Описывает период с 30.08.1941 по 08.12.1941 г. Журналы боевых действий. № документа: 2, Дата создания документа: 08.12.1941 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 22387, Опись: 0012240, Дело: 0007, Лист начала документа в деле: 2
Авторы документа: 170 иап
Журнал боевых действий на самолетах Лагг-3 (весь документ доступен по ссылке)
Описывает период с 10.03.1942 по 11.10.1942 г. Журналы боевых действий. Дата создания документа: 11.10.1942 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 22387, Опись: 0012240, Дело: 0009, Лист начала документа в деле: 1
Авторы документа: 170 иап
Читатели могут изучить оба журнала самостоятельно - и за 1941 год и за 1942. Интересно проследить, как меняется личный состав за эти два года войны, встречаются любопытные факты типа штурмовки самолетами И-16 колонны конницы противника на дороге Каховка-Чаплинка 06.09.1941 года, но никаких разваливающихся на куски самолетов в них нет. Да, случаются отказы матчасти - например:
Всего отказов матчасти в журнале за 1941 год я насчитал 5, но нет ни одного факта разрушения обшивки или конструкции самолета.
Из журнала также следует, что
24.3.42 пять ЛаГГ-3 получили задачу на прикрытие своих войск в районе Шабельковки (Донецкая обл.), взлет группы 15.30. В воздушном бою с 8 Макки-200 (так в тексте - скорее всего это итальянские машины Macchi C.200 Saetta), 6 Ме109 и одним Нs-126 ( в тексте обозван почему-то "Хе"). Лейтенант Смирнов сбил два Messerschmitt Bf.109, все наши самолеты вернулись на аэродром базирования в 16.25. Вражеские истребители упали в районе Сергеевки.
27.3.42 семь ЛаГГ-3 вылетели на прикрытие своих войск, атакованных авиацией противника в 17.40 и до 18.35 все вернулись на аэродром базирования. Из них один ЛаГГ в воздушном бою не участвовал из-за неисправности матчасти. Силы противника - 6 истребителей Messerschmitt Bf.109, один из которых был подбит и сел на вынужденную посадку, остальные ушли, прекратив атаку.
Желающие могут изучить документ более подробно, но все равно результат будут тот же - никаких десятков сбитых ЛаГГов всего одной парой Мессершмиттов не наблюдается. ЛаГГи под управлением наших пилотов как минимум на равных сражаются с немецкими и тем более итальянскими машинами.
Понятно, что это всего лишь один авиаполк. Однако он не гвардейский, не укомплектован какими-то особенными летчиками, как например 402 ИАП ОСНАЗ, так что ситуация в целом показательная. 1941 год - советские летчики в основном отгоняют немецкие истребители, которые по отчетам регулярно "уходят в облачность", штурмуют наземные цели, больших потерь не несут, среди сбитых в основном Ю-88. 1942 год - наши уже атакуют равные, а то и превосходящие силы и сбивают "Мессеры" как в двух приведенных эпизодах.
История в наше время делается не учеными и не по рассекреченным документам. Она возникает как серая масса многократно повторенных баек и перепостов в соцсетях. Не ленитесь, уважаемые читатели, изучать первоисточники, это очень интересно.
Благодарю за внимание к каналу.