Деньки бегут. Снежная зима плавно перетекла в холодную весну, а далее в мокрое плаксивое лето. Сотрудники мои - ребята деревенские, им кроме работы в цеху ещё надо свои огороды вскопать, засадить, полоть периодически. И как назло варки сыров организовывались в солнечные дни, а в их выходные шли дожди. Вот так как-то и шли наши рабочие дни - в плане погоды. Как заявки из магазинов поступали, так и планировали закуп молока. Если заявка большая была, то выходили всем составом. В один из таких дней молока привезли много, сыров разных в ассортименте начали сразу варить.
Работа кипит, каждый своим делом занят. Зоя молоко сепарирует, сметану пастеризует, Женя следит за пастеризацией молока, Кирилл вниз в хранилище спустился за сыром ухаживать, Снежана Адыгейский сыр варит, водитель Вадим моет кузов после доставки молока, а я пропорции рассчитываю на рецепты - чего сколько положить в сыроварки.
Через час-два работы мытья накопилось! Мальчишки на 5 минут покурить попросились. Они вышли, а девочки мыть остались канистры, кастрюли, сепаратор. Прошло немало времени, точно больше чем 5 минут. Зоя от работы отвлеклась: "Ирина Петровна, мальчишек уже наверно час нет. Я уже устала это мыть. Нам помощь нужна"
И верно, где они? Отправила на улицу Зою, посмотреть, не случилось ли чего - куда они запропастились?
Зоя вернулась, но без них. Идет, хохочет, от смеха захлебывается. На вопрос, где они, и что её так рассмешило - говорит: "Пойдемте, своими глазами увидите"
Иду за ней. Щурюсь от солнца. Вижу только грузовик, который помыл Вадим, борт открыт - сушится. А где же мальчики? Зоя от смеха давится, мне тихонько шепчет: "Вы ближе подойдите и в кузов загляните! "
Картина Репина: на ярком весеннем солнышке, Вадим, Кирилл и Женя, прямо в кузове лежат втроём и ноги свесивши с борта, под музыку ими болтают и увлечённо обсуждают "Кому на Руси жить хорошо"!!!
Ах ты, едрит Мадрид! Девчонки там с посудой надрываются, а они тут лясы точат! Загорать удумали! Вы что тут творите, а?! - развыступалась я. Они как ошпаренные из грузовика вывалились, - а я не унималась - Зою со Снежаной рано отпускаю, а вы всю оставшуюся работу одни доделывать будете!
А они и рады, что легко отделались. Молодёжь, блин.
Какой сегодня сыр делать будем? - спрашивают ребята. Говорю сегодня много чего - заявка большая и к ярмарке надо готовиться: Сметану, Адыгейский, Фета, Дарина, Бельперкнолле. Бельперкнолле вечером накатаем - когда творог стечёт нормально. Пересмеиваются ребята на название сыра Бельперкнолле, говорят: "А, понятно всё, Перпехнулле!!!" Так потом всю дорогу и говорили. Слышу Зоя их зовёт: "Эй, Кирилл, Женя! Айдате Перпехнулле делать!"
Весело с ними работать было. О жизни своей много рассказывали. У каждого своя история. И одну общую историю создавали - Жизнь маленькой сыроварни "Дарина Люкс". С нашими сырами на разные выставки, проходящие в Башкирии, ездили. Последняя наша выставка была на 18-ом Агропромышленном форуме
Даже трофей привезли:
Но к этому времени уже было принято решение о закрытии цеха. И на то было много причин.
Нет стабильного спроса на крафтовый ручной сыр, нет нужной маржинальности от производства. Кроме того, нет достойного молока для таких не промышленных ручных сыров.
Государство помогало чем могло - организовало несколько потоков обучения в БГАУ по курсам сыроделия, организовывало выставки и ярмарки для всех мелких производителей Башкортостана, раздавало и до сих пор раздает гранты на приобретение оборудования фермерских хозяйствам. Но увы - наша частная сыроварня закрылась. И ещё одна - Белла Фатория с итальянскими сырами - тоже вынуждена была закрыться. Не можем мы конкурировать с большими молокоперерабатывающими заводами, там где труд механизирован, на потоке молоко очищается и перерабатывается, на потоке идёт засолка сыров. Добавляется всякая химия, чтобы плесень не портила партии. Да и просто молоко чуть ли не раскладывается до молекул и собирается в нужный состав для того или иного вида продукции.
Наш продукт получается вкусным, полезным, без добавления химии - но выходит очень дорогим. Ручной труд, выбраковка партий, зависимость от молока - ну не кормят фермы коров чем надо для получения сыра, а кормят чтобы молока было много, соотношение жира и белка соблюдалось, а вот вкус и состав по боку. Всё это приводит к удорожанию продукта. А вот что для вкусного и полезного сыра нужно молоко без антибиотиков, кормление должно быть основано на натуральном живом корме - то до этого фермам всё равно. В погоне за удешевлением себестоимости молока и повышением надоев можно крест ставить на производстве маленьких частных сыроварен, не имеющих своего стада. Кроме этого есть сторона юридического плана - ведение бухгалтерии, отчетности в разные органы, в том числе в статистику, сертификация и протоколы испытаний - что обходится в очень-очень немаленькую копеечку. А на заводах свои собственные лаборатории по проверке качества. А вот нужных продаж, чтобы перекрывать все затраты и чтобы ещё себе что-то оставалось, нет. Проект закрыли.
Вот и вывод кому на Руси жить хорошо - большим капиталам, пишущим законы под себя, и таких как мы, отсеивающим на этапе зачатка производства.