Найти тему
starcom68

Кривые пути пермских трамваев

Троллейбусы в Перми все... Остался только один в виде памятника у конторы "Горэлектротранса". Причем демонтировали с весьма солидным экономическим и экологическим обоснованием. Сколько меди в утиль пошло...

Однако их рельсовый собрат, несмотря на то, что находится в далеко не лучшем состоянии уверенно смотрит в будущее. Пути постепенно меняются, пробивается спрямление по Революции (если где-то прибыло, то скоро где-то убудет, интересно где?). Самые смелые поговаривают, что не плохо бы было пустить трамваи по подлежащей демонтажу Горнозаводске ветке вместе с поездами. И магистраль сохранится и транспортная связность не пострадает. При этом бы не плохо было новую трамвайную ветку переподчинить РЖД ибо у "Горэлектротранса" другие подходы к эксплуатации подвижного состава. Например, у РЖД расходным материалом являются колесные пары, а у трамваев наоборот - рельсы. Ну а ниже небольшой очерк о том, как я наблюдал за жизнью трамваев одним летом.

*****

Как-то проезжая по Северной дамбе через Егошихинский лог я боковым зрением увидел нечто, что заставило меня бросить машину у Цирка и вернуться с фотоаппаратом на проезжую часть. Так бы и лежали эти фотографии мертвым грузом, если бы не вчерашний инцидент с трамваем на улице Куйбышева. Событие почти рядовое, но тоже в тему.

Трамвай в Перми это больше чем трамвай. Когда-то на него приходилась львиная доля перевозок рабочего люда, спешащего к станку на градообразующие предприятия города. Сама схема трамвайного движения города построена по принципу соединения крупных заводов с центром и спальными районами. Я еще застал поколение трамваев с дверями гармошкой, которые постепенно, начиная с 70-х  вытеснили более вместительные Усть-Катавские вагоны. Сейчас им на смену приходит очередное поколение. Постепенно пассажиропоток в городе сменился, необходимость единовременно перевозить большие массы людей отпала и современный город стал избавляться от громыхающих чудовищ. Первой умерла трамвайная линия линия в Камскую долину, так и не дождавшись ее развития. Потом наступил черед ветки по улице Героев Хасана. Ее ржавые рельсы сейчас напрасно пугают автомобилистов при съезде с шоссе на второстепенные направления. В медийном пространстве время от времени вспыхивают дискуссии о том, нужен или нет городу трамвай. Два года назад жару добавил "бешенный трамвай" видео которого попало и в федеральные СМИ. Противники трамвая, считают, что надо избавляться от этого вида транспорта, что поможет разгрузить основные городские магистрали. Не факт.

А вот что совершенно точно надо делать - это приводить в порядок трамвайные пути, которые находятся практически в аварийном состоянии. Тряска, грохот и скрежет в трамвайных вагонах вызваны не изношенностью трамвайного парка, а качеством рельсового пути. Рельсы должны быть гладкие, параллельные и без стыков. На поверку рельс оказывается с гребенчатой поверхностью (!), уложен криво, а стыки в таком состоянии, что иногда становится не понятно как по ним вообще проходит вагон. Более того, поверхность на трамвайных путях местами напоминает город после бомбежки. Все это не просто портит впечатление от города, дискредитирует этот милый городской транспорт, но и становится не безопасно для пассажиров и других участников движения.
Вот и вчера напротив дома 43 по улице Куйбышева сошел с рельс вагон маршрута номер 5, следовавший по направлению к центру. В прошлом этот участок между остановками "Клуб строителей" и "Стадион Динамо" был одним из самых скоростных при движении трамваев. Помню как вагон плавно качало на рельсах по дороге в детский сад. В последние годы трамваи ползут здесь с большой осторожностью из-за помех со стороны автомобилей. Трамвайная пробка и машина на путях привлекли мое внимание. Как оказалось, я застал процесс постановки вагона на рельсы.

-2
 Слетела вторая ось первой тележки. Что здесь стало причиной схода присутствующие специалисты так и не поняли, сколько я их не пытал. Говорят, что сход трамвая с рельсов в Перми теперь почти обыденное явление.
Слетела вторая ось первой тележки. Что здесь стало причиной схода присутствующие специалисты так и не поняли, сколько я их не пытал. Говорят, что сход трамвая с рельсов в Перми теперь почти обыденное явление.
Вот именно на этом стыке начался сход колесной пары. Прочерченная параллельно рельсу полоса - след от сошедшего колеса. Все промеры показали, что расстояние между рельсами в пределах нормы. Стык, говорят, тоже нормальный. Я не специалист, но если присмотреться, то было видно, что левый рельс на фото чуть наклонен в верхней части к соседнему. Может быть так и должно быть?
Вот именно на этом стыке начался сход колесной пары. Прочерченная параллельно рельсу полоса - след от сошедшего колеса. Все промеры показали, что расстояние между рельсами в пределах нормы. Стык, говорят, тоже нормальный. Я не специалист, но если присмотреться, то было видно, что левый рельс на фото чуть наклонен в верхней части к соседнему. Может быть так и должно быть?
Пока я разглядывал рельсы и общался с вагоновожатой и ремонтниками, начался подъем вагона
Пока я разглядывал рельсы и общался с вагоновожатой и ремонтниками, начался подъем вагона
Машина аварийной службы с гидравлическим подъемником цепляет вагон за сцепное устройство и с легкостью поднимает его
Машина аварийной службы с гидравлическим подъемником цепляет вагон за сцепное устройство и с легкостью поднимает его
Через мгновение колеса оказываются в воздухе
UPD: А трамвайчик то минским оказался - АКСМ-60102. Эксплуатируются в Перми с 2008 года
Через мгновение колеса оказываются в воздухе UPD: А трамвайчик то минским оказался - АКСМ-60102. Эксплуатируются в Перми с 2008 года
Далее с помощью обыкновенного лома их устанавливают на свое место и вагон опускают
Далее с помощью обыкновенного лома их устанавливают на свое место и вагон опускают
Почти все готово. Через несколько минут трамвай уйдет по своему маршруту.
Мне понравился новый красивый двухосный Урал аварийной службы с будкой явно от старого ЗиЛа.
Почти все готово. Через несколько минут трамвай уйдет по своему маршруту. Мне понравился новый красивый двухосный Урал аварийной службы с будкой явно от старого ЗиЛа.

А теперь перенесемся на Северную дамбу. Место здесь для трамваев не простое. Подъем через лог в Мотовилиху и разбитые рельсовые пути вынуждают вагоновожатых следовать с особой осторожностью и проходить опасный участок по одиночке. Ныне здесь все по другому, после масштабной реконструкции путей.

-10
Мотовилихинский район встречает своих жителей подстриженными кустами, яркой надписью, запахом канализационного коллектора и разбитым асфальтом
Мотовилихинский район встречает своих жителей подстриженными кустами, яркой надписью, запахом канализационного коллектора и разбитым асфальтом
Если асфальт на проезжей части не так давно подлатали, то  на трамвайных путях его последний раз клали наверное еще при СССР. Причудливые бугры и ямы создают труднопреодолимые препятствия для автомобилистов, исключая возможность следовать по трамвайным путям в экстренных случаях. И это практически в центре миллионного города, как раз в том месте откуда он начинался.
Если асфальт на проезжей части не так давно подлатали, то  на трамвайных путях его последний раз клали наверное еще при СССР. Причудливые бугры и ямы создают труднопреодолимые препятствия для автомобилистов, исключая возможность следовать по трамвайным путям в экстренных случаях. И это практически в центре миллионного города, как раз в том месте откуда он начинался.

Замечу, что сейчас перепрыгнув через небольшой бордюрчик, в экстренных случаях, можно легко следовать по трамвайным путям.

Вид со стороны "Городских горок" на дамбу и Ленинский район. Справа за обрезом кадра осталось место возникновения Егошихинского завода
Вид со стороны "Городских горок" на дамбу и Ленинский район. Справа за обрезом кадра осталось место возникновения Егошихинского завода
Немного снимаю трамвайное полотно с тротуара. Отсюда оно не кажется таким ужасным, как из окна машины
Немного снимаю трамвайное полотно с тротуара. Отсюда оно не кажется таким ужасным, как из окна машины
-15
Только что здесь пробежал новый изящный вагончик. Не знаю производителя.
Только что здесь пробежал новый изящный вагончик. Не знаю производителя.
 Его Усть-Катавский старший брат робко спускается на встречу
Его Усть-Катавский старший брат робко спускается на встречу
-18
-19
Где все эти новомодные движения типа "Убитые дороги", которые так любят автопробеги Москва-Владивосток и недавно замеряли какие-то ямки в Мотовилихе? А этого они почему-то не заметили. Или трамвай перестал быть городским транспортом?
Где все эти новомодные движения типа "Убитые дороги", которые так любят автопробеги Москва-Владивосток и недавно замеряли какие-то ямки в Мотовилихе? А этого они почему-то не заметили. Или трамвай перестал быть городским транспортом?
-21
Еще вид на подъем по Северной дамбе
Еще вид на подъем по Северной дамбе
-23
Не утерпев, я презрев опасность, перебрался через проезжую часть на трамвайные пути. Почему-то не к месту вспомнилась Аннушка и подсолнечное масло
Не утерпев, я презрев опасность, перебрался через проезжую часть на трамвайные пути. Почему-то не к месту вспомнилась Аннушка и подсолнечное масло
Фотографии не передают кривизну рельсового пути и его гофрированную/гребенчатую поверхность. Так же отсутствует и звук движущегося вагона. Видео я не догадался снять. Думаю, лучше всего о состоянии рельсового пути расскажет поездка в качестве пассажира.
Фотографии не передают кривизну рельсового пути и его гофрированную/гребенчатую поверхность. Так же отсутствует и звук движущегося вагона. Видео я не догадался снять. Думаю, лучше всего о состоянии рельсового пути расскажет поездка в качестве пассажира.
-26
Мне показалось, что вагоновожатые, видя мечущегося между вагонами человека с фотоаппаратом, из солидарности не трещали звонками и терпеливо ждали, когда я сделаю несколько кадров их повседневных проблем. Спасибо им.
Мне показалось, что вагоновожатые, видя мечущегося между вагонами человека с фотоаппаратом, из солидарности не трещали звонками и терпеливо ждали, когда я сделаю несколько кадров их повседневных проблем. Спасибо им.
-28
-29
-30
-31
-32
И в завершении кадр с Пермским цирком, куда как раз и выводит такой извилистый и неровный путь пермского трамвая
И в завершении кадр с Пермским цирком, куда как раз и выводит такой извилистый и неровный путь пермского трамвая

Обсуждать проблему трамвая конечно надо, но делать это надо не только в плане обновления вагонного парка, а в направлении коренной реконструкции путевого хозяйства. В противном случае, какие бы современные вагоны не появлялись на линиях в Перми участь их будет не завидна и трамвай никогда не станет самым дешевым и комфортным видом городского транспорта. Если так будет дальше продолжаться, то рано или поздно мы его потеряем, как уже потеряли троллейбус.

Специально для ProPerm

Оригинал поста смотрите в моем блоге starcom68

Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал в Дзен